Запреты и разрешения хозяев жизни

15 марта 2017 священник Дмитрий Терехин

Пришёл мне в ЖЖ вопрос:

Andryuha Kovchik

15 марта 2017, 09:56:21

преподобию Вашему желаю радоваться и веселиться-:)

причащаться Вам разрешили как положено?

или сразу всад с мирянами?-:)

Поскольку этот момент беспокоит очень многих, решил ответить и вынести в новую тему.

Андрюха, Вы знаете… я с детства предпочитаю держаться от гопников на расстоянии. И потому, в полной мере не знаю (надеюсь, что и не узнаю), что мне там они «разрешают», как у них «положено» и как «не положено». Со школьных лет я усвоил от дзержинской гопоты, что «надо заправиться, постричься и деньги приносить»… Однако хотелки гопников никак не повлияли на мою жизнь. Единственное, взрослея, я становился осторожнее, знал, где находятся их пятаки, обходил их стороной. При этом не стригся, не заправлял рубашку в штаны, и не носил им деньги.

Примерно к 2002 году (моему 20-летию) мне стало казаться, что гопников становится существенно меньше, а я, как был «нифором бычьим», так им и оставался. Часто я размышлял о том, куда же пропадают гопники пубертата? Было ясно, что некоторых закапывают ещё до совершеннолетия. На гоперских подростковых разборках бывали смертельные случаи.

У гопников была униформа: трико с лампасами, а в 90-е, у наиболее продвинутых, штаны Хабибас или Адидан («аналог» Adidas’a), фуфайка и шапка-петушок. Так вот, к фуфайке хорошо прикреплялись бомбочки (забыл, как они у гопников называются), которые при резком движении «врага» разрывались и выворачивали наружу содержимое его брюха… Бывали и совсем банальные случаи: вбитый в голову сосновый кол… Как бы там ни было, но похороны заигравшихся в «порядочных пацанов» школьников случались нечасто. А вот приводы в милицию и сроки по малолетке — гораздо чаще. Кто-то не дотянул до 20 и помер от пьянки, наркоты, пакета с клеем-моментом, натянутого на голову…

Кто-то остепенился: «обзавёлся детьми» лет в 17 и устроился работягой на завод. Ну а там, попав в среду себе подобных, продолжил жить полной жизнью: потягивать уже не пивасик, а спирт; рассекать дзержинские улицы уже не в шапке-петушок, а в пацанской кепке… вот только трико не менялись… К обычному пьянству и гоп-стоп-разбою прибавились развлечения в виде побоев жены и похождений налево…

И всё же, гопников-детей в 80-90-е было гораздо больше, чем гопников-дяденек в 2000-е… Куда же они делись? Неужто «все сидят»? Так мне, двадцатилетнему студенту, когда-то объяснял жизнь двенадцатилетний пьяный щенок на улице при поддержке 20-30 его сверстников-шакалов. «Все сидят! И ты сядешь!» — настаивал он с кирпичём в одной руке и бутылкой пива в другой, не давая пройти по бульвару… «Слышь, барбос… все сидят! Понял?..»

Я, хотя почти и окончил университет, но как-то проникся и поверил идеологии двенадцатилетнего потомственного выродка. Поверил, что сидят ВСЕ…

Как же жестоко я обманулся! В 31 год, «попав в рясу», я понял, что сидят далеко не все. Что часть этих «порядочных пацанчиков» напялили поверх Хабибасов, фуфаек и кед — рясы. И только шапки-петушки с кепочками поменяли на скуфьи… Да-да! Именно так! Помню, один батя рассказывал мне, как привез его священник, для которого он кой-чего втридорога делал из чёрных работ, к одному, недавно скончавшемуся, митрополиту… Когда повёз — не сказал, куда. Был этот будущий батя в трениках и кедах. Читать умел только по слогам, бухал и «разводил» того священника «на бабки»… В общем, жил как все порядочные пацанчики, только зарабатывал при церкви. Когда приехали к митрополиту, тот на него посмотрел, напялил чёрный халат, дал в руки книгу с старыми буквами — вроде и русскими, и нерусскими одновременно… и отстриг клок волос…

В общем, довольно скоро паренёк стал «батюшкой». Читать не по слогам, но хоть сколь-нибудь бегло он учился уже на амвоне, зачитывая в воскресный день опубликованные проповеди кого-нибудь из старцев. Службу запомнил на слух, и по сию пору так и шпарит её с бесконечными нелепыми ошибками, ссылаясь на то, что переучиваться поздно. Почему покойный митрополит рукоположил мальца, которого видел впервые? Всё очень просто: во-первых, он «Духом увидел», что этот парень — будущий старец; во-вторых, доверился уже служащему священнику, который привёз кандидата; в-третьих, храмы открывались, а служить было некому…

Митрополит не ошибся… Батюшку действительно воспринимают как старца. Особенно интеллигентные образованные люди (с кандидатскими степенями), которые от напора невежества, соединённого с самоуверенностью и панибратским хамством, цепенеют, точно кролики, попавшие под гипнотизирующий взгляд удава. «Вот это духовность! Вот это истинный православный батюшка!..» К чести самого «батюшки в кедах и сланцах», замечу, что ныне он часто повторяет примерно такую фразу: «Да… беда в церкви… беда… нарукополагали нас — не пойми кого… теперь расхлёбывают…»

К чему я всё это написал? А к ответу на ваш, Андрюха, вопрос. Мне глубоко безразлично, что мне разрешают гопники и что они мне запрещают. Во что бы не рядился «пацанчик», я нюхом учую, что под рясой у него — Хабибас, а под шапкой — хоть квадратной, хоть с бриллиантами — рамсы, понятия и блатняк… А потому соотносить свою жизнь с посыланиями меня «в сад» — не вижу смысла. Меня за 35 лет столько раз посылали то на 3, то на 5 букв, что это уже совсем не трогает…

Жаль только, что когда победит жизненная установка того двенадцатилетнего дегенерата, и все, наконец, сядут, то вместе с гопотой одним бульдозерным ковшом будут подцеплены интеллигенты, «нифоры», потомки истинных мучеников за веру Христову… Вместе с разбуянившейся шайкой бандитов в один ров будут сброшены те, кто мечтал посвятить свою жизнь служению Богу и людям, а не золотому тельцу и уголовным порядкам.