«Жизнь за иконостасом»: тесно и душно
10 сентября 2018 Ахилла
Новая анкета анонимного священника.
***
Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?
Да, несомненно, разница есть. Мой путь в Церкви начался на небольшом, но очень дружном приходе. С настоятелем мне тогда повезло — это на редкость эрудированный и благочестивый человек, по его рекомендации я поступил в семинарию, и вот тогда, попав в нее, я увидел ту самую другую РПЦ, как выразился тогда один старшекурсник, «жизнь за иконостасом». За этим иконостасом я и продолжаю жить по сей день. Образования, как такового, в семинарии нам не давали, но зато я научился орудовать метлой, лопатой, топить баню, бегать в ночной магазин за водкой, прятаться от невеселого или пьяного проректора по воспитательной части по углам и так далее. Особняком в семинарии стояла фигура другого проректора — по учебной части. Этот человек, видя происходящее вокруг, как мог, старался исправить ситуацию. Ему я благодарен по сей день, и многие его советы до сих пор применяю.
Что изменилось для тебя за годы власти Патриарха Кирилла?
— Я начинал свой церковный путь при патриархе Алексии II, но тогда еще не задумывался над происходящим в Церкви. Осознание проблем наступило, когда я закончил «обучение» и стал священнослужителем. Вот тогда я и стал думать и сопоставлять то, что декларируется, с тем, что происходит на самом деле. Патриарх Кирилл, на мой взгляд, делает все, чтобы Церковь потеряла доверие общества. На мое счастье, я служу не в России, нас все эти антицерковные процессы практически не касаются, что, впрочем, не мешает мне скорбеть и изумляться от того, что делает наше Священноначалие. Церковь превращается в жандарма, лезет везде, где только можно, и вполне резонно получает от общества отпор. И меня не оставляет мысль, что Патриарх делает это намеренно, чтобы Церковь окончательно превратить в посмешище. Что касается внутрицерковной обстановки — тут всем все давно ясно. В Церкви становится тесно и душно. Вот такой итог правления Патриарха Кирилла, на мой взгляд.
Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?
Благодаря разделению епархий я и стал священником в одном провинциальном промышленном городе.
Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?
Наша епархия довольно глухая, отцы, годами сидящие на приходах, превратились в каких-то бирюков, мхом заросли, что ли. Им ничего не хочется менять. Епископа же ничего не интересует, главное, чтобы картинка красивая была в отчете, или на сайте. В этом и проблема. Более-менее активная церковная жизнь проходит в епархиальном центре, да и то это сплошная показуха. Суммирую: лень, сон, разобщенность — вот проблемы.
Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, с братьями-священниками, с архиереем?
Архиерей у нас все-таки неплохой, при всех его недостатках. Наказывает священников за проступки лишь в крайних случаях. Хотя, возможно, то, что он никак не интересуется жизнью своих клириков, и спасает их от монаршего гнева. Каждый живет, как хочет, лишь бы не было чересчур скандальных выходок. У меня с архиереем и собратьями нормальные отношения (я служу в кафедральном соборе 4-м клириком). Встречаемся только на богослужениях, вне их не мешаем друг другу жить.
Каковы отношения между священниками в твоей епархии?
Кто-то с кем-то дружит, а в основном — все сидят по своим приходам и никаких братских встреч и тому подобного не бывает.
Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
Проснулся, если есть время и желание — помолился. Завтрак, затем иду в собор служить, или на требы. Вечером возвращаюсь домой, отдыхаю, если есть время, силы или желание — молюсь перед сном. На выходной неделе отсыпаюсь. Обычная обывательская жизнь.
Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии — это реальность или фикция?
Миссии нет (кроме пафосных или неграмотных проповедей наших клириков). Социальная работа худо-бедно идет, молодежка — явление сезонное. Пациент скорее жив, чем мертв.
Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?
Отношение ко мне как к святому оракулу и жрецу, что я не без удовольствия стараюсь опровергать, говоря людям на исповеди и в проповеди совсем не то, что они хотели бы от меня услышать. В целом — люди меня любят, и я стараюсь отвечать им тем же.
Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет — как с этим обстоит?
Весь соцпакет у нас полный, все по трудовому законодательству — я не шучу, это действительно так. Я получаю всё, что должен получать, все отчисления, отпускные и прочее. Зарплату никогда не задерживают, кроме того, епископ (я снова не шучу) старается раз в несколько лет поднимать нам зарплату. По сравнению с первыми годами служения в сане, сейчас я получаю на 100% больше.
Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
Я пока не достиг десятилетия служения в сане. Регресс есть, не знаю, хорошо ли это, или плохо, но я ко всему комплексу православных благочестивых традиций, обязательных для священника, стал относиться гораздо проще.
Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?
Думаю, да, пошел бы.
Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?
А кому я там нужен? Везде одно и то же, по крайней мере, на постсоветском пространстве. Я хотел бы уехать куда-нибудь на бездуховный Запад. В Канаду, например, и там продолжать служение священника.
От чего больше всего устаешь?
От бесполезности многих моих действий как священника и от невозможности в ближайшем будущем что-то изменить в Церкви в хорошую сторону.
Есть ли разрыв между тобой-человеком и тобой-священником — насколько это разные люди?
Живу обычной жизнью семейного горожанина. Стараюсь больше времени проводить с родными. Стараюсь молиться, читать Священное Писание, читать хорошие и умные книги, в общем, не забывать, что я священник. Получается не очень, но нет предела совершенствованию.
Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?
Священство для меня и моей семьи — это благо. Несмотря на свои проблемы и на происходящее в Церкви, благодарю Бога за хорошую супругу и за дар священства. Моя семья и мое священство — самое важное, что у меня есть.
Каким видится будущее (собственное и РПЦ): ближайшее, лет через 10?
Гайки будут закручивать и дальше, пока они не лопнут, а там и поглядим. Обидно только, что если пойдет волна какого-нибудь насилия, пострадают, в первую очередь простые пастыри и христиане, а те, кто покруче и побогаче из наших отцов и епископов, смогут откупиться или улететь куда-нибудь на теплые моря.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: