Зиги с крестным знаменьем: о православных сталинистах и православных фашистах
5 октября 2022 Александр Зорин
Я вспомнил эти два своих рассказа, когда услышал от женщины о сыне, мобилизованном на украинский фронт. «Не жалко вам сына-то своего?» «А что, пусть повоюет. У меня еще один есть. Младший».
Какое-такое Енсаретское?..
Василий всю жизнь работал снабженцем на заводе Скобянка. Так в Загорске называли секретное военное предприятие, выпускавшее кое-какую и хозяйственную продукцию: лопаты, гвозди, топоры. Василий общительный мужик, лет семидесяти. Сорок лет мотался по стране. «Я что хошь мог достать, — говорит он, — стенку карельскую, швейную машинку немецкую, детали от любой иномарки. У меня ж по всему Союзу заказчики».
А когда вышел на пенсию, устроился, по связям, охранником в резиденцию архиерея. Мы иногда по утрам встречаемся на озере, куда Володя приезжает на шикарном велосипеде из Сергиева Посада.
— Да, это тебе не Генисаретское озеро, — говорю я, глядя на кучи мусора на противоположном берегу.
— Какое-такое Енсаретское, — переспрашивает Вася.
— По которому Христос пешком ходил.
— Ну.
— Ты Евангелие читал, помнишь?
— Ну… Не, не читал, — отмахивается Василий от моего вопроса, — на хер оно мне нужно. Я в храм Божьей Матери хожу, хороший храм.
— Ты ж у архиерея работаешь, и Евангелие не читаешь?
— А что, я на дежурство прихожу, смену приму. Там читать некогда.
Такой же разговор случился у Тани в очереди.
— Я бы их всех передушила, этих, которые на митингах орут, — прорычала женщина с золотой цепочкой на толстой шее.
— Что вы несете! — возмутилась Таня. — На вас же крест, Евангелие, небось, читаете!
— Нужно мне ваше Евангелие, — огрызнулась женщина.
Осененные набалдашником
У нас во дворе стоит памятник Ленину. Четырехгранный столб с набалдашником наверху, олицетворяющий нашу неизменную действительность. Вокруг него толпятся пятиэтажные дома, хрущевки, рядом что-то вроде скверика с песочницей, с лавочкой и двумя кустиками… Больше кустиков во дворе нет, и я с внуком поневоле захаживаю сюда, в этот скромный оазис.
Приходят сюда с детьми и другие обитатели хрущевок. С одной из них, внука которой зовут Ярополк, я познакомился. Мальчик ровесник моему Ваньке, а она, пожалуй, помоложе меня.
Слыша, как я непочтительно высказался о памятнике, отвечая на вопрос Вани «што ето?», женщина выдала на полном серьезе звенящий слоган: «Это создатель нашего государства, защитник бедных и обездоленных». Я видел, как она давеча, выходя из подъезда, перекрестилась, и, полагая, что она православная, добавил: «особенно защитник верующих». «Да, и верующих! Нашему храму в Бирюлево дал охранную грамоту! И храм не тронули!» «Вашему дал, а другие порушил», — не удержался я. И пожалел, потому что она, распаляясь и испепеляя нас с Ванькой пылающим взглядом, припечатала: «Зато сейчас вон, сколько храмов настроили, вам что, лучше стало жить?!» Я опять не удержался: «Ну, с Богом-то всегда лучше…» «А где Он, Бог-то, в их церквах?!» — почти прокричала она.
Там были и другие бабушки и дедушки, тема затронула их по-разному, одни поддержали ее, другие взяли мою сторону: «Лучше бы на этом месте клумбу заложить», — подытожил кто-то. Разговор перекинулся на сегодняшние события в Украине… И продолжался в удивительном единодушии. Детишки мирно копошатся в песочнице, а взрослые, просвещенные телевизором и охваченные патриотическим гневом, бранят истинного, как им кажется, виновника раздора между братскими народами. Я собрал Ванькины игрушки, и отошел подальше от памятника, чтобы не принимать участия в споре об истине.
Больше всех меня озадачила бабуля с Ярополком… «Был бы Ленин, — возмущалась она, — вот те крест, он бы такого развала не допустил». «Странно, — подумал я, — почему не Сталин? Обычно, из такого умонастроения вылетает: „Сталина на вас нет!“» Но легенда об охранной грамоте вознесла «защитника верующих» на небесную высоту… Из разговора я понял, что кто-то из священнослужителей в бирюлевском приходе эту легенду поддерживает… Ревностная прихожанка понимает, что Бог обитает не во всех церквах и при этом верит в покровительство идола. Воистину неисповедимы пути суеверия…
Мифологическое сознание — одним невежеством не объяснить. Миф доступнее Божественного откровения. Понятно, что моя собеседница и ее единомышленники не читали книг о Ленине — Волкогонова, Александра Яковлева, или Синявского, или даже Солженицына с его сокрушительными примерами из жизни «защитника обездоленных». Не потому, что эти книги были им недоступны. За последние двадцать пять лет наверняка попадались на глаза или слышали о них. Они не хотели читать ничего подобного. «Благословенны алчущие и жаждущие правды…» (Мф.5:6) Правда человеческая вырастает из правды Божией, опираясь на духовные и волевые усилия жаждущего. А усилия наказуемы и небезопасны; жаждущие могут стать гонимыми за правду. Куда проще и безопасней подключиться к дозволенной полуправде, которая с Божьей, однако, не имеет ничего общего.
Как же рождается в человеке жажда правды, духовная потребность в Истине? Можно всю жизнь причащаться Святых Даров и быть от Истины катастрофически далеко. Такой «духовный» опыт можно назвать беспамятным. Опять мы слышим отовсюду славословия Сталину. В передаче «Особое мнение» на Эхе Москвы (редакция вынуждена, наверное, пускать в эфир и такое) некто Фефелов разглагольствовал о «сталинской солнечной культуре», которая якобы поднимала общество. «ГУЛАГ! ГУЛАГ! ГУЛАГ! — истерически изрекал он. — Забудьте про ГУЛАГ. Впереди история (? — А.З.), впереди серьезное политическое будущее». Подобные прозорливцы питают язычество православных сталинистов, православных фашистов. Эти маргинальные сообщества разбухают, как раковая опухоль в ослабленном организме. Не где-нибудь, а у стен православной святыни, Троице-Сергиевой Лавры, они проводят свои манифестации. Их устрашающие жесты перемежаются: зиги с крестным знаменьем.
Кто-то должен же просвещать эти когорты, кроме фефеловых и батюшек, почитающих заступником главного безбожника.
В свое время митрополит Илларион высказался определенно о Сталине, как государственном преступнике. Патриарх Кирилл тоже нелестно когда-то охарактеризовал Ленина. Но не доходит их голос до непросвещенной паствы. Возможно, паства и слышать не хочет их голоса, уверенная, что в их церквах Бога нет.