Звягинцев. Нелюбовь

21 июня 2017 Виктор Судариков

Мы начинаем публиковать рецензии на последний фильм режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

***

1. Обычная московская жизнь. Благополучные успешные молодые люди — муж, жена, 12-летний сын. Комфортабельный быт. Весь визуальный ряд фильма говорит о стандартности, повседневности.

2. Звягинцев — мастер подробности. В просторной квартире распадающейся семьи нет хоть чего-то особенного, характерного. Нет животных. Нет ничего, что можно любить. В фильме еще есть множество мелких подробностей, говорящих об атмосфере жизни главных героев. Красивой, благополучной, пустой.

3. Очередь в столовой. Одинаковые движущиеся подносы со стандартной едой. Стандартные разговоры. Вспоминается конвейер с рыбой из фильма «Левиафан». Безжалостный и бесчеловечный ход времени.

4. Действие фактически начинается со ссоры главных героев — злобной, бессмысленной. Нелюбовь — ось всего фильма. Герои вроде бы ищут любви — на словах. А по сути, сами любить не хотят — и потому страдают и несчастливы.

5. Следующие за ней интимные сцены разводящихся героев со своими новыми партнерами — с той же пустотой и нелюбовью. Они ищут своего — и не находят. Произносят слова любви, но хотят лишь брать. Они не умеют отдавать — и потому теряют то, что имеют.

6. Сына родители явно не любят — и в словах, и в тоне речи, и во взглядах. Ребенок оказывается одиноким и задавленным в холодном мире взрослых. И, уйдя из дома, пропадает. Как оказывается, навсегда.

7. Равнодушию главных героев противопоставлено неравнодушие, спокойная собранность и четкость действий участников поисково-спасательного отряда. В диалоге родителей со старшим отряда оказывается, что жизнью сына родители по сути и не интересовались. И единственным заинтересованным оказывается пришедший на помощь… Спокойные, немногословные волонтеры оказываются единственными положительными героями картины.

8. Образы следователя и старшего отряда — явно сопоставлены. Постоянное соприкосновение с бедой не сделало их циниками. Хотя вынуждает говорить кратко и по делу.

9. Еще одно тема фильма — взаимоотношения со старшим поколением. Собственно, понятно, что научиться любви героям было не от кого. Скандальная мама воспитала злобную дочку. Их нелюбовь друг ко другу — явно взаимна. Мама новой пассии главного героя отличается несильно. Самолюбие, эгоизм, душевная нечуткость.

10. Тема веры в фильме присутствует в разных эпизодах. И псевдоправославный антураж фирмы главного героя, где на стенах фотографии храмов, а сотрудники раскладывают пасьянсы. И православный календарь на стене. Но очевидно, что для главных героев все это — пустая форма, никак не согревающая их холодный внутренний мир.

11. Поиски сына захватили героев, им пришлось пройти через посещения больниц и моргов. В них иногда проглядывали человеческие чувства. И как бы давали надежду на очищение, на поиск ребенка и самих себя. Но тщетно.

12. Знак изменения жизни — квартира героев продана, рабочие срывают то, что составляло жизнь людей. Как бы жизнь — заново.

13. Но и после всего произошедшего, герои так и не научились любить. Прошло несколько лет — но бывший муж уже в новой семье все так же мрачен, с такой же нелюбовью живет, а скорее существует. Даже родившийся очаровательный ребенок не изменил его.

14. Ключевые слова картины «в нелюбви жить нельзя» произносит самый спокойный и мало прорисованный персонаж — новый муж главной героини. Молчаливый, надежный, успешный. Но и он вместе с теперь уже новой женой оказывается в результате лишь пассивным зрителем телепропаганды по ТВ. Проблема им была понята, но в рамках картины не решена.

15. В финальных кадрах главная героиня смотрит ТВ с передачей Д. Киселева про Украину и затем занимается на тренажере. Ее спортивный костюм с надписью «Россия» выглядит символично. Нелюбовь матери к пропавшему сыну — символ нелюбви страны к своим детям.

16. Природа — органичная и необходимая часть фильма. В начале — заснеженный пейзаж, основное действие: поздняя осень — чем дальше, тем холоднее, потом — снова снег… Холод отношений — холод в природе.

17. Как и в других фильмах Звягинцева, зритель — не пассивный наблюдатель и потребитель: он соучаствует и делает выводы. Фильм замкнут не на свое действие, он предполагает ответ и выводы зрителя.

18. И в последних кадрах полосатая лента, закинутая мальчиком на дерево в начале картины, напоминает, что ничто не проходит бесследно.

P.S. Смотреть лучше на большом экране.

Источник

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal