Бревно в чужом глазу

26 мая 2017 Юрий Гуров

Этот текст нам прислал иеромонах, автор материала «Как найду работу, которая обеспечит мне жилье и хлеб – уйду».

***

В связи с недавним принятием закона «об оскорблении чувств верующих» и обсуждением в настоящее время закона о исключении абортов из вида бесплатных медуслуг все более бросается в глаза возросшая роль религии в жизни российского общества. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что лидирующую роль в этом плане в нашей стране занимает РПЦ МП. Адепты православия верят в то, что несут обществу «спасение» через насаждение высоких моральных принципов. Но являются ли они сами примером, исполняя то, чему учат? Имеют ли право религиозные деятели, не выполняя сами предписания своей религии, требовать от других что-то, проталкивая свои заповеди в ранг закона? Давайте разберем вопрос, а насколько они сами соответствуют своей вере, ибо моральный облик священства порой показательно отрицательный, а учитывая кучу фактов об обороте финансов внутри РПЦ вообще все это напоминает обычный бизнес.

Сразу отмечу, что мне внутрицерковная жизнь не чужда. Я много лет проработал в одном из монастырей, занимая различные должности, и весьма плотно знаком со многими священниками — как монахами, так и женатыми, — и с несколькими архиереями. К сожалению (ибо я люблю факты, проверяемые любым) при разборе моральных вопросов придется отказаться от ссылок на конкретные адреса, имена и даты за немногими исключениями по понятным причинам. В этом плане придется положиться на мою честность, хотя уверен, что все, кто знаком с вопросом, может сам припомнить не одну похожую по теме историю.

Всегда удивительно для меня было наблюдать раздоры в монашеской среде. В свое время я уделял много внимания работе над своей злобой и над желанием отомстить обидчику. Помнится, духовный наставник заставлял за таких молиться и считать себя хуже других. Помогло, теперь у меня не возникает желания заехать по щам, чуть что не так. Но наблюдаю, как некоторые доблестные христиане упрямо тащат свою ненависть к окружающим через всю жизнь, поливая грязью, внешне постоянно норовя обидеть и зацепить. Речь сейчас о монахинях. Странно, как они это совмещают с постоянной исповедью и причастием. Однако встречались и священники, отказывающиеся подавать руку своим коллегам перед Символом Веры и говорить «Христос посреди нас» перед совместным причастием. Если кто не в теме – такое поведение категорически не соответствует духу Евхаристии.

Миряне тоже не сильно отстают. Знаком с историей женщины, поющей в церковном хоре, задушившей свою свекровь подушкой с целью получить квартиру, избежавшей суда и пришедшей ко мне на исповедь с просьбой не отлучать ее от Причастия, чтоб избежать ненужных подозрений от своих же. Жестковата история, чтоб в нее поверить со слов, не правда ли?

Никто не в курсе за гомосятину в Церкви? Грех страшнейший по ее же учению. И он среди духовенства. Не буду распространяться про это, оставлю ссылку на Кураева. Добавлю, что со своей стороны тоже наслышан про подобные факты, поэтому лично для себя причин сомневаться в истинности подобного явления не вижу, да и одному неприятнейшему случаю свидетелем был сам.

Список грязных дел можно продолжать долго, но надо ли? Думаю, этого достаточно, чтобы показать, что служители церковные не случайным образом и не по залетам, а вполне осознанным образом уверенно ведут себя наперекор принципам, которым учат.

Перейдем к материальной стороне. Говорить за мирян и женатых священников не будем, какие-либо ограничения для них православием мне не известны. За патриарха тоже не будем, неинтересно. Его ФСО кортеж, вилла в Геленджике, яхта и т.д. настолько избитые темы, что только мертвый не в курсе подробностей. А вот современное монашество и архиерейство. Последние важно величают себя апостольскими преемниками, только вот в чем – непонятно. Апостолы были странниками, одевались бедно, жили там, где примут и считали помимо проповеди необходимым зарабатывать себе своими руками на хлеб (апостол Павел плел палатки на продажу). (Ух, предвижу контртему про Василия Великого, окруженного царской роскошью, ну соответствовали ему б тогда чудотворениями и прочими духовными дарами, а не мягкой подушкой под задницей.)

Современные же «апостолы» живут в домах, которые себе могут позволить только люди с доходом выше среднего, ездят на машинах, доступных только бизнесменам, едят… (ну, вы поняли). Если посчитать, сколько стоит одно облачение со всеми побрякушками (жезл, панагия и т.д.), сумма по самым скромным ценам выйдет в полмиллиона. Это годовой бюджет семьи среднего достатка. С каждой службой архиереи и его свита получают конвертики, архиерейский с крупного храма/монастыря может содержать до 100000 руб., с более мелких храмов суммы гораздо скромнее. Такие выездные службы происходят в среднем в две недели раз. С арифметикой справились? Думаете, эти средства идут на благотворительность? Мне такие случаи неизвестны. А вот то, что большинство обзаводятся двухэтажным коттеджиком на старость да несколькими иномарками, это я знаю. И вот эти люди с амвона учат перенесению скорбей, учат терпеть материальный недостаток, говорят о том, что надо рожать детей и т.д. Мне лично слушать от них это противно.

Монашествующие. Устав Пахомия Великого (Толковый Типикон, Скабаланович) дает представление о том, какова должна быть жизнь монаха. Одежка, которую никто себе не возьмет, если ее оставить, строжайший пост (принятие раз в день 3-х ложек вареной пищи), постоянное пребывание в молитве. Что ж, автопарки монастырей без иномарок не обходятся, за одежку судить не будем, а вот пост. Вам приходилось бывать на монашеской трапезе? Скажу сразу, семье со средним достатком питаться каждый день так не под силу. Это если не брать праздничные трапезные. Их уровень уже напоминает то, что у нас соображают раз в году на новогодние праздники. Да что там, посетите любой монастырь да посмотрите на пузатых дядечек в подрясниках. Налицо полное отсутствие обычной меры в еде, не говоря уже о посте. Одна заслуга, что мясо вроде не едят. Вот невольно и задаешься вопросом, может там внутри что-то содержательное быть, когда внешне все указывает только на показуху ряс да на показуху молитв и служб?

С другой же стороны имею пару друзей-атеистов. Им по приколу водить дружбу со священником, мне, собственно, взаимно. Да, они внешне не нализанно-благодатные, могут употребить мат или выдать кощунственную шутку, но я часто ловлю себя на мысли, случись что – к ним обращусь в первую очередь, они быстрее помогут, чем собратья-христиане, в чем не раз уже убеждался на деле. И в связи со всем написанным давно пытаюсь подавить в себе вопрос – к чему весь этот церковный театр? С плохими зачастую актерами, не всегда удачными декорациями и однопроцентным КПД?

Читайте также: