Единая геенна

1 неделя назад диакон Андрей Белоус

С интересом прочитал заметку «Меня беспокоит тенденция критиковать все и вся». Нет. Меня не удивила новизна мыслей или глубина аргументации. Просто редко когда в одном времени и месте собраны и ясно высказаны мысли, которые обрывками и кусочками проникают в сознание общества и формируют его. Или, по крайней мере, пытаются.

1. Потребительское отношение к религии. «Я захожу, потому что мне нравится, мне удобно, меня это ни к чему не побуждает, никак не меняет, но мне там хорошо». Именно так и живет большинство как бы верующих и православных людей в нашей стране. В обычном храме именно такого покрестят, обвенчают и отпоют, ни о чем не спрашивая и не задавая «лишних» (то есть никаких вообще) вопросов. Старцы, разрушающие семьи? Средний «захожанин» и к приходскому-то священнику на исповедь не ходит. Поборы епископа? Конечно, епархиальный налог заплатят именно за его деньги, не с грошевых же свечек церковных бабулек! Но он отдал их «церкви», а не конкретному приходу, до жизни которого просто нет дела. И да, общее богослужение, участие в нем верных, понятность языка и все остальное это не то, что ему нужно. Просто потому, что не живет человек этими вопросами. А если кому-то что-то нужно, то они «дурью маются».

2. Двойные стандарты. Вот есть ужасные люди, которые хотят критиковать. Эти люди просто ужасны. Это «самовлюбленный» о. Кураев, «провокаторы» Соколовский и Толоконникова, просто недовольные чем-то «критиканы». Они не понимают, что Христос никого не критиковал, учил никого не осуждать, ничего не критиковать и вскинутой рукой приветствовать статую императора. А эти ужасные люди не понимают учения Христа и не хотят сплачиваться. Их можно критиковать в самом прямом смысле этого древнегреческого слова – судить.

3. Отсюда двойная мораль. Потому как вопросы «Соколовский не жалеет свою мать» и «почему мы должны жалеть мать Соколовского» — две большие разницы. Во всяком случае, для христиан. Вот совсем недавно в православной церкви пели и читали необычно душевные для нее песнопения о душевных страданиях Богородицы у креста, о ее сомнениях, переживаниях и материнской, человеческой боли. «Почему мы должны жалеть Марию, если ее не пожалел сам Иисус». Хотя мотивы, убеждения, нравственный облик и личность Христа и Соколовского совершенно не похожи, ситуация-то похожа вполне. Человек идет на риск ради идеи, в которую верит. «Идея»? «Верит»? Вы о чем? «К верующим себя не отношу». Оно и понятно. Хотя даже Жеглов понимал, что «милосердие – поповское слово», но не таковы нынешние верующие в скрепы. «Не судите начальство и не судимы будете по статье 282 УК РФ». А если кто не понял, то «самдураквиноват» и «мать свою не жалеет, бессердечная скотина».

4. «Я Евангелие не читал, но рассуждаю». Нет. Я не сомневаюсь, что автор его читал. Вот только читать его можно по-разному, с разных позиций и взглядов, как и любую книгу. И что-то в нем видеть, а чего-то не замечать. Вот автор не заметил, что сам Иисус вполне себе «критикан». «Лицемеры», «гробы покрашенные», «дети убивших пророков», «отец ваш – дьявол», «вы сделали храм пещерой разбойников», «пожирающие дома вдовиц». Это только некоторые из выражений, которые он не жалел для «архиереев, книжников и фарисеев». Иисус вполне наговорил на оскорбление чувств верующих, экстремизм и покушение на основы строя. За что и был осужден и казнен. Не важно, что он не призывал к восстанию, его мирная проповедь «царства Бога», другого устройства мира, уже была достаточна, чтобы в нем видели «врага Кесаря». Ровно так, как видит врагов в «критиканах» автор заметки.

Отдельно замечу про «Христос не критиковал рабство». Это верно. Даже узаконил его. Так прямо и сказал: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:27). Вот только «первые» не хотят быть рабами. Им больше нравится «быть господами и править». Как? Например, запугивая внешней угрозой. Для православной церкви это атеисты, сектанты и «Крестовый поход Ватикана против православия». Для государства – соседние государства. На них удобно списывать собственные провалы, ошибки, глупость, косность. И призывать «сплотиться вокруг» ради национального единства, в которое не входят те, кто имеет свое мнение, свой взгляд на мир и свои идеи. Поэтому-то никакого «сплочения» и не происходит. Вместо него происходит разделение, появляется непримиримость, озлобленность, ненависть друг к другу. Потому что такое «единство» основано не на любви, о которой проповедовал Христос, а на ненависти и злобе. Это не единство ангелов, которые любят Бога, а единство бесов, которые едины в ненависти к Нему.


Читайте также: