Иерей перед архиереем: любовь и правда или послушание и самоотверженность? (окончание)

6 июля 2018 Алексей Плужников

Начало тут.

***

На сайте «Пастырь» иерей Алексий Попов в прошлом еще году задал вопрос, ответы на который видны только зарегистрированным пользователям-священнослужителям (на сайте стоит дата публикации 25 июня 2018 г., но, возможно, просто публикация поднимается вверх после свежих комментариев):

«Где епископ — там Церковь, говорит св. Игнатий Богоносец, подчеркивая исключительную важность этого служения. Нужно ли его любить или достаточно уважения? Какими человеческими качествами он должен обладать? Можно ли вообще обсуждать поступки и личные качества епископа, а главное, как быть, если отношения с епископом зашли в тупик?»

На этот важный для всей церковной жизни вопрос отвечают маститые священники (но не архиереи, — те, видимо, промолчали из скромности).

Известный московский духовник, протоиерей Георгий Бреев отвечает развернуто:

«Наша Церковь иерархична, и этот иерархический строй составляет ее суть. Мы воспринимаем призвания, которые имеют в Церкви архиерей, пресвитер, диакон, как установленные Богом. И, конечно, если мы говорим, что Церковь может быть построена или может состояться только на уважении — это ложь. Уважение — это светская категория. …

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил так, когда каялся: „Господи, не ради меня, но ради священства, на которое Ты облек меня, дай мне прощение моего греха“ — ради священства! А епископ имеет апостольский сан. Праведен он или неправеден, грешник или нет, но ради этого апостольского чина надо священнику обязательно смириться и сказать: „Господи! Как я могу его судить? Как я могу к нему так формально относиться? Ты поставил его пасти стадо, а я фактически его пасомый“.

Надо смирить себя, и свою ревность, и свою нерассудительность, но увидеть, что архипастырь есть архипастырь».

Как же отец Георгий предлагает научиться любить архиерея? «Прежде всего не возноситься. Осуждение начинается с внимания к внешнему: какие апартаменты у кого, один на дорогих машинах ездит, другой „царские“ рясы на себе носит… Ведь Богу нужны не какие-то особенные одеяния, а сердце сердечное.

Бывает, приходит какой-нибудь богатый человек и говорит: „Батюшка, у тебя машины нету? О! Завтра я тебе машину пригоню“. А сам батюшка, может, и не хотел никакой машины, он хотел скромно жить… Здесь надо иметь возможность рассуждать. Если я служу на маленьком приходе — у меня маленькие проблемы и маленькие трудности; и то Бог меня не забывает и люди внимательны, заботливы ко мне. А архиерей? У него целая область. В российскую епархию может влезть маленькая европейская страна. Надо не сужать свое сознание, а расширять его».

А если архиерей тебе все равно кажется плохим, то опытный духовник советует молиться за него: «В это время можно сказать: „Господи! Я ведь хочу любить его, хочу принять его в свое сердце, чтобы все строилось не формально“. Это и архиерею передастся, и он скажет: „Мой милый, как ты хорошо за меня молишься-то!“» Ну, а если архиерею все же твоя убогая молитва не «передастся», и отношения между вами все равно «зайдут в тупик», то и тут есть решение: «Надо смирить себя и покаяться. Приехать к духовнику епархии и сказать, что лукавый поймал на духе неприязни. Бывает смотришь на человека — и прямо волна неприязни идет. Брань идет! Отойди от меня, дух нечистый!»

В общем, все проблемы — в самом священнике: и тупики, и нелюбовь, и прочие «царские» рясы, апартаменты и дорогие машины. Надо всего лишь «расширить свое сознание», смириться, каяться и молиться, тогда все будет ok.

Еще один уважаемый священник, протоиерей Валериан Кречетов (с. Акулово) очень строг с теми священниками, которые забыли свое место и не хотят любить своего епископа. А место священника — на плацу, в строю:

«Епископ — это начальствующий в Церкви. …

Чинопочитание — это необходимое условие иерархии. Армия без чинопочитания — не армия. А священство — духовная армия.

Что касается любви — любить нужно всех, тем более епископа. Через епископа священник получил благодать священства.

А отношения… Вообще кто мы такие, чтобы обсуждать старших? … У нас сейчас такая общенародная болезнь: обсуждать президента, Патриарха, епископов, губернаторов, всех министров. Я думаю, это явление антихристианское».

«Коротко, ясно, легко запомнить» © «Служу Советскому Союзу!»

Протоиерей Павел Хондзинский (Москва) недоумевает над нелепым вопросом батюшки. Любить надо даже врагов, напоминает он, чего ж тогда архиерея не любить?..

Протоиерей Константин Островский (Красногорск) благостно рассуждает, что любить и не осуждать надо вообще всех, раз мы христиане. При этом он добавляет: «Если архиерей руководствуется в своих решениях не желанием исполнить благую волю Божию о Церкви Божией, а своими страстями, он этим согрешает. Но священник, оказывая ему послушание по службе, поступает правильно. Разумеется, если даже человек, облеченный законной властью, повелевает нарушить заповедь Божию, мы не должны его в этом слушаться».

Довольно размытое понятие «повелевает нарушить заповедь Божию». Что это значит? Если с тебя требуют по «послушанию» написать донос на собрата — это вопрос послушания или заповеди Божьей? Если с прихода трясут деньги, собранные из копеечек прихожанок-старушек «на храм», а в итоге эти деньги уходят на роскошный стол архиерею и его присным, на «конвертик», на «подарок» в виде новой иномарки — это послушание или нарушение заповеди? Хотелось бы разобраться в конкретике, а не только бесконечно слышать благоуветливые общие фразы.

А эти слова отца Константина у многих священников могут вызвать только нервный смех: «Если безропотно понесем крест, он будет для нас спасительным. Кроме того, если священник искренне старается слушаться церковное начальство, не грубит, не злословит, не распространяет об архипастыре сплетен, то обычно эти качества ценятся, и больших неприятностей не бывает, только уж по особенной воле Божией». Ну да, ну да — не груби, и будешь в шоколаде, ага.

Всем известный своей прямотой протоиерей Димитрий Смирнов (Москва) сразу послал автора вопроса известным курсом:

«Я бы посоветовал почитать Священное Писание. Очень хорошая книга, назидательная. Там написано и про то, каков должен быть святитель, и про то, что даже если епископ твой враг, ты должен его любить. Это проходят в воскресной школе».

Но нахальный и несмиренный иерей Алексий Попов, автор вопроса, не угомонился ответами старших собратьев и попер в атаку:

«Большое спасибо, дорогой отец Димитрий, за ваш ответ. Как вы и советовали, я обратился к Священному Писанию и вот что я там обнаружил. „Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием“ — стало быть отношения с апостольскими преемниками должны выстраиваться не на принципе босс-подчиненный, а на принципе отношений родителей и детей.

Отвечая отцу Константину могу сказать, что да, особые отношения требуются — мы дети, а епископ — отец, а вместе мы семья — то есть Церковь. Если принять вашу точку зрения, отец Константин, о том, что „священники на службе“, тогда не понятно, чем Церковь отличается от любой другой организации.

Хотя мой вопрос не об этом. Мой вопрос не столько о любви к епископу, сколько об уважении. Как быть, если уважение к епископу подорвано самим же епископом: его ложью, циничным отношением к святыне и Священному Писанию. Что делать, если ты от всей души любишь своего епископа, но не находишь основания для уважения. Ведь это крайне разрушительно для душевного здоровья — лицемерно оказывать знаки почета тому, кого от всей души не уважаешь».

Очень важный вопрос, под которым подписались бы многие священники, в частности те, кто публиковал свои «исповеди» на «Ахилле». Но маститые отцы отвечают все в том же духе: надо смириться, у всех есть немощи, да и вообще — уважение оказывают не человеку, а сану. (Вот это прекрасный кульбит, постоянно используемый в церковной риторике: сначала требуют почитать епископа и слушаться во всем, потому что он преемник апостолов, у него благодать, он тебя рукоположил, ему дана власть, ты в армии, блаблабла, а как только поворот к тому, что епископ, не то чтобы на христианина не похож, а, извините, вообще порой негодяй и чуть ли не уголовный преступник, щупающий мальчиков и ворующий церковные деньги, — тут же включается про немощи и уважение к сану. Хитро́.)

Ну, далее отцы начали дискутировать в комментариях, а мы не будем уже вдаваться в подробности той дискуссии, с нас достаточно. Напоследок лишь процитируем одного протоиерея:

«Данное обсуждение видят только зарегистрированные пользователи — священники. Надеюсь, что соблазна для паствы это обсуждение не вызовет».

Извините, отцы и владыки, теперь вызовет. Все срочно начинаем соблазняться, ведь у паствы тонкое и ранимое душевное устройство, не чета задубелым шкурам священников-солдат. А может быть, кто-то еще захочет подумать и сделать выводы. Свои собственные, конечно.

Мы, со своей стороны, приглашаем священников и диаконов, читающих «Ахиллу», также ответить (хотя бы анонимно), что они думают по поводу этих вопросов, касающихся взаимоотношений священства и епископата: про уважение, любовь, послушание и «духовную армию». Присылайте ваши размышления на адрес: ahilla.ru@gmail.com

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: