Иерей перед архиереем: любовь и правда или послушание и самоотверженность?

5 июля 2018 Алексей Плужников

Мы уже упоминали о существовании официозного сайта «Пастырь», на котором архиереи и священнослужители могут общаться по поводу разных вопросов пастырской деятельности. Также упоминали, что эти вопросы у них принято решать без участия самой паствы (впрочем, обычное дело в православии, тем более российском). Но есть там темы, которые не только обсуждать пастве не положено, но даже увидеть: на сайте видны вопросы, но ответы может увидеть только зарегистрированный клирик. И, в первую очередь, это вопросы, связанные со взаимоотношениями епископата и священства.

К счастью, у «Ахиллы» достаточно друзей среди священства, готовых поделиться с нами теми ответами, которые нас интересуют. Поэтому цитаты у нас будут, но ссылки нет, придется верить нам на слово, что эти ответы мы не выдумали.

Еще в прошлом году (хотя на самом сайте вроде бы отмечена дата публикации от 12 апреля сего года) на «Пастыре» был задан анонимный вопрос:

«Досточтимые архипастыри! Учитывая заявленные в принципах сайта „доверие“ и „свободу“, дерзну спросить: что вы в первую очередь ждете от своих клириков? От рядовых и от тех, кого назначали на руководящие послушания?»

Сразу видно иронию анонимного вопрошателя, не так ли? А вот, что отвечают архипастыри.

По мнению митрополита Липецкого Никона (Васина), «самое главное, что ожидает каждый архиерей — это послушание». Ну, а вторым номером «архиерей ожидает видеть перед собой верного служителя Церкви, стремящегося жить непорочной жизнью, и любящего свою паству. … Если священники будут молитвенниками, будут с благоговением служить Литургию, будут любить свою паству, будут верными служителями Церкви, готовыми к послушанию, то отношения выстроятся».

Епископ Каменск-Уральский Мефодий (Кондратьев) реалист: он ничего особенного не ждет от попов: «Надо просто проявлять внимание к тем людям, с которыми работаешь, ничего особенно не ожидая. Когда чего-то ждешь — может постигнуть очень сильное разочарование». Ему достаточно, чтобы священник «нес свой крест» на своем месте, а если «священник не соответствует своему званию», то «с ним надо просто расстаться».

Взаимодействовать же с архиереем, по мнению епископа Мефодия, достаточно просто: «Прежде всего, не надо архиерея без нужды беспокоить».

Епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов) ломает все заскорузлые мнения о деспотизме епископата: «Для успешного взаимодействия с архиереем священнику необходимо, прежде всего, говорить прямо и правду, не пытаясь уходить от поставленного вопроса.

Второе, очень важно, чтобы священник выполнял поручения архиерея, либо, в затруднительных ситуациях заблаговременно сообщал, что-то идет не так и не к намеченному сроку».

Ему вторит и епископ Касимовский Дионисий (Порубай): «Я жду правду. Но я бы еще сделал примечание, что правду стоит высказывать в человеческом тоне — не надо в почтительном, не надо класть поклоны перед архипастырем, как это было раньше. Нужно просто по-человечески объяснить, в чем проблема».

Митрополит Саратовский Лонгин (Корчагин), как опытный служака, заявляет прямо: «В первую очередь я жду от своих клириков самоотверженности и усердия в служении.

Я всегда говорю священникам, чтобы они как можно чаще ко мне приходили и рассказывали, что происходит на приходе, какие проблемы есть у батюшки, как он их решает. Собственно говоря, если священник не был у меня месяц-другой, для меня это сигнал, что с этим священником что-то неблагополучно».

Епископ Переславль-Залесский Феодор (Казанов) ответил длинно и маловразумительно, но намекнул: «Самое главное, мне думается, что священник должен четко понимать, и даже чувствовать сам вектор работы. На что этот вектор сейчас направлен в приоритетном исполнении, и с архиереем постоянно эти границы обсуждать». Короче, смотреть, куда ветер дует, и не делать ничего предосудительного против ветра. Но при этом «всегда у искреннего служителя рвение и желание должно быть больше, чем требование архиерея». То есть ты должен не только угадывать нынешнее настроение архиерея, но и прозорливо чуять, куда оно повернется впоследствии, чтобы быть готовым доложить об уже выполненном послушании.

А епископ Рославльский Мелетий (Павлюченков) аж прокричал свои ожидания:

«От священника жду не более чем написано в присяге, которую он давал при принятии сана. Честности. Чтобы храм не воспринимал как собственную лавочку.

И прежде всего ЦЕРКОВНОСТИ!!! А этого очень сегодня не хватает».

И то верно: согласно нынешней церковности, отмеченной в Уставе РПЦ, храм — это не собственная лавочка — это франшиза, и поп должен не забываться, что все храмы епархии принадлежат исключительно архиерею, а он, поп, лишь временно исполняющий обязанности менеджера.

В общем, священникам главное не перепутать: к Лонгину Саратовскому надо ходить почаще, показывая свое усердие и благополучие, а вот Мефодия Каменского наоборот — лучше не беспокоить. Правду в глаза надо рубить Рыбинскому и Касимовскому епископам, а держать рот на замке и оказывать послушание — Липецкому. Впрочем, разумеется, послушание надо оказывать всем. На всякий случай. И держать нос по ветру. Учитывая векторы в конкретной епархии.

***

Под ответами архиереев есть комментарии священников. Например, скептические: в частности, протоиерей Андрей Дашевский из Тихорецка отметил: «Одна из немногих тем, на которую нет откликов. Наверно всем все понятно». А далее он дает советы по распределению ролей в общении священства и священноначалия:

«Помни! Архиерей — лицо Церкви, и делай все доброе и законное, чтобы оно достойно выглядело.

Будь почтителен, но не раболепствуй.

Не спеши публично высказывать свое мнение, особенно пока ты штатный клирик.

Смирение — это не безмолвие! Говори правду, но при этом будь корректен.

Не будь назойлив! Если твое мнение важно, то тебя спросят!

Чтобы терпели тебя, научись сам терпеть.

Молись, чтобы тебе повезло с Архиереем, а ему с тобой!»

Протоиерей Георгий Добролюбов из Никольска Пензенской области разумно отметил: «„Не спеши публично высказывать свое мнение, особенно пока ты штатный клирик“. Вот и ответ, почему мало откликов на тему».

Некоторые священники все же дерзнули высказать свои ожидания и советы архиереям. Иерей Тимофей Торопов, Тюмень:

«Со стороны правящего епископа священники нередко ожидают:

  1. простоты и доступности в общении
  2. корректности и уважения
  3. нестяжательности
  4. близости к народу, а не к чиновникам».

А священник Александр Шрамко из Минска приводит свои критерии необходимых качеств епископа:

«кротость

справедливость

отсутствие самодурства

отсутствие фаворитизма

умение признавать свои ошибки».

Зато иерей Сергий Буряков (с. Большая Поляна, Липецкая епархия) то ли всерьез, то ли иронично польстил своему митрополиту, который, напомним, выше всего ставит послушание у священников: «Архиерей — это как Царь, который может или казнить, или помиловать. Конечно, многое зависит от личного характера Архиерея. Нужно под него подстраиваться.

Наш архиерей, владыка Никон (Васин), старческого склада, милостив».

***

Итак, мы узнали, что ждут архиереи от священников. А как самим священникам относиться к архиереям? Об этом читайте завтра во второй части нашего рассказа.

Фото: пресс-служба ВДВ/ria.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: