Пастырская контрацепция

1 месяц назад Алексей Плужников

Есть такой сайт «Пастырь» — не так давно открытая официальная площадка для общения иерархов и священнослужителей. Из мирян среди зарегистрированных пользователей могут присутствовать только семинаристы или кандидаты в священство. В общем, такой патриархийный междусобойчик, где под строгим контролем солидных владык и отцов обсуждаются сложные вопросы пастырской практики. Среди руководителей проекта: епископы Пантелеимон (Шатов) и Вениамин (Лихоманов), архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиереи Владимир Воробьев, Артемий Владимиров, Георгий Бреев, Валериан Кречетов. Люди известные, каждый со своей стороны.

Как это в целом принято у пастырей, сложные вопросы они обсуждают без участия паствы, несмотря на то, что именно паства задается этими вопросами, вызывает их. Это навроде искусства проповеди — практически каждый священник почему-то твердо уверен, что все собравшиеся на службу люди только и жаждут услышать от него поток банальных нравоучений, текущих в одностороннем порядке. Разумеется, никаких вопросов, возражений или споров во время проповеди не допускается категорически. (Я на своем приходе предлагал людям задавать мне вопросы, вместо проповеди. Чаще всего люди терялись — они не привыкли, что попа́, в фелони и с крестом, такого важного и «духовного», можно о чем-то спрашивать, когда он стоит на амвоне. Редко-редко кто дерзал задать острый вопрос, люди привыкли сдерживать себя и не нарываться на начальство любого уровня и вида, больше задавали скучные, безопасные вопросы.)

И вот тут, на сайте «Пастырь», есть много интересных тем для обсуждения. Например, один из последних вопросов на больную для очень многих православных людей тему, которая уже не раз поднималась, но так и не была внятно решена — тему контрацепции: «„Естественная контрацепция”: допустимая мера икономии или грех уклонения от деторождения?»

Анонимный вопрошающий так формулирует проблему:

«В последнее время использовании контрацепции стало не чуждым и для священнических семей. Это означает, что в пастырской практике священники не обличают людей, использующих контрацепцию, как живущих в смертных грехах. Складывается впечатление, что использование неабортивной контрацепции не является грехом».

Также автором вопроса приводится цитата на тему «как у них там, у католиков», из послания папы Павла VI, о том, что в случае необходимости надо использовать «естественную» контрацепцию: заниматься сексом в то время, в которое зачатие наименее вероятно.

Ответ на этот вопрос дает епископ Пантелеимон (Шатов), и ответ этот категоричен и бескомпромиссен: никакой, даже «естественной» контрацепции — сама мысль о сексе без желания зачать — грех:

«В отличии от католиков, мы все эти ухищрения, конечно, принимать не должны. Грехом является не только совершенное деяние, но и само намерение (в данном случае — уклониться от деторождения). Поэтому, если у мужа и жены есть намерение избегать рождения детей, сохраняя при этом радость от супружеского общения, то это является грехом, это недопустимо.

Христиане, желающие участвовать в церковных Таинствах, в данном вопросе должны выбирать что-то одно: либо иметь супружеское общение и рожать детей, которых Господь посылает, либо отказаться от супружеского общения и, если они не хотят иметь больше детей, нести подвиг целомудренной жизни. Третьего варианта быть не может».

Напомним, что епископ Пантелеимон до своего архиерейства был «белым» священником: он овдовел в 1990-м году, у него четыре взрослых дочери. В последние годы он занимает пост председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

Епископа Пантелеимона с восторгом и пылкой духовной ревностью поддержал московский дьякон Игорь Куликов (выпускник ПСТГУ, входит в Оргкомитет сайта «Пастырь», руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по благотворительности), заявив, что в сексе надо полагаться исключительно на Бога:

«Будет столько детей, сколько Бог пошлёт, исходя из Своего спасительного промысла о каждом члене семьи. И мы должны об этом свидетельствовать. Если не мы, то кто?

…Покажите мне хоть одну семью, где родители по своей вере никогда не «предохранялись» от рождения детей, и которым теперь нечего есть или нет крыши над головой?

При чём тут современные реалии? Это вопрос исключительно веры и доверия Богу.

…Если есть Его воля на 3−5-10−15-го ребёнка — то этот крест ко спасению. И Он поможет его донести».

Среди пылких ревнителей нашелся все же священник, который проявил здравомыслие и осторожность в ответе (и которого поддержали некоторые другие комментаторы-клирики), — протоиерей Константин Островский из Красногорска, который подробно разложил по полочкам, к чему могут привести, в частности, в священнической семье жесткие рамки антиконтрацептивного подхода, или, проще говоря, до чего могут довести призывы к воздержанию:

«Мне известны примеры, во что выливается и к каким последствиям, бывает, приводит такой подвиг: иногда под видом воздержания обычная близость замещается извращённой; иногда, чтобы избежать соблазна, супруги начинают проявлять друг к другу усиленную сдержанность, которая переходит в отчуждение; поскольку вне дома мужу и жене приходится общаться с людьми, то их естественная тяга к противоположному полу перенаправляется с законного на беззаконный объект, так что неразумный подвиг заканчивается прелюбодеянием.

Если вопрос о допустимости противозачаточных средств будет поднят на уровень священноначалия и зайдёт речь о канонических прещениях, то есть об официальном запрете контрацепции для семей священнослужителей, то это может привести к таким, например, вариантам развития событий:

1) матушки будут пользоваться контрацепцией как бы тайно от батюшек;

2) нечестные батюшки будут отрицать пользование контрацептивами, хотя и будут пользоваться;

3) честные батюшки, которые выполнят требования, столкнутся с искушениями, о которых сказано выше;

4) честные батюшки, которые не решатся рожать, сколько рожается, или у которых матушка откажется, должны будут выходить за штат».

А насчет «доверия Богу» и Его якобы заботы о многодетных, отец Константин разумно добавил:

«Скажем, буду я от прихожан требовать, чтобы они рожали без ограничений, правильно обещая им помощь Божию. И вот придёт ко мне прихожанин с 5-м ребёнком на руках, живущий в съёмной комнате в коммуналке, и скажет: «Вы, батюшка, требовали, чтобы мы с женой не предохранялись и обещали, что Бог поможет. А где нам теперь благословите жить?»»

Сын протоиерея Константина Островского, тоже Константин, но уже епископ Зарайский, викарий Московской епархии, в качестве ответа привел цитату из Основ социальной концепции РПЦ (XII.3.), в которой занимается половинчатая позиция: вроде бы отказ от деторождения и предохранение — это грех, и нужно воздерживаться от секса, если не хочешь детей, но при этом вопрос этот, мол, сложный, и супругам надо решать его с духовником, а тот должен быть мудрым и «принимать во внимание» разные сложные обстоятельства, стараясь сохранить семью. То есть, по сути, решение вопроса остается на совести и разуме духовника, а вот самому духовнику опереться не на что, кроме как на туманные слова соцконцепции или же на жестко обрубающий концы (простите) вывод в стиле епископа Пантелеимона (Шатова) и ему подобных адептов коитуса во имя победы сперматозоида.

***

Что можно сказать по поводу этой дискуссии, уже много лет регулярно вспыхивающей среди православных верующих РПЦ? А можно сказать то, что за эти годы огромному количеству людей навредили пастыри-ревнители, огромное, неисчислимое количество семей разрушили эти «глубоко верующие» горе-духовники. Как пафосно выразился один из комментаторов темы, чтец Дмитрий Марков: «Если священник не будет брать на себя подвиг быть образцом для верующих, что также выражается в применении в жизни священника принципа «рожать сколько рожается», то 1) он … перестает быть священником, 2) у верующих больше нет ориентира, никто больше по такому принципу не живет». Вот только остается вопрос: будет ли такой батюшка проводить мастер-классы своего принципиального подхода к сексу ради деторождения? Каким именно образом священник может показать пример прихожанам, что у него в голове во время готовности №1 была только одна святая идея: «хочу, хочу, хочу пятого сына!»? Впрочем, давно известно, как именно батюшка будет показывать пример: он просто будет втулять всю эту чушь в головы людей во время проповеди, а уж как он сам в семье живет — останется покрыто мраком. Если, конечно, какая матушка или дети того попа не напишут в «Ахиллу» историю о том, как все было на самом деле, не совершат, так сказать, «хамова греха».

Что же касается вопроса о допустимости контрацепции, то ответ на него, как и на все прочие вопросы, связанные с сексом, супружеской или вообще семейной жизнью, прост: никогда, ни при каких обстоятельствах не пускайте в свою постель и в семью попа. С этого начинается первый и очень важный шаг к оздоровлению семейной жизни. Пусть попы и дальше перетирают между собой на сайтах, подобных сайту «Пастырь», свои злободневные вопросы «пастырской практики». Ведь без желания и согласия овец на «упасение» вся практика духовных пастырей развеется, как дым и морок.

Рисунок Вячеслава Полухина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: