Три храма в день или «храма здесь не будет»?

28 мая 2019 Алексей Плужников

В последние дни в сети бурно обсуждают слова патриарха Кирилла о том, что в РПЦ в последние десять лет строится примерно три храма в день.

«После заявления патриарха Московского и всея Руси Кирилла о 30 тысячах православных храмов, построенных за 10 лет его патриаршества, я вспомнил, как перед зимней Олимпиадой 2010 года он принимал российских олимпийцев в Храме Христа Спасителя. Тогда меня поразило зрелище спортсменов в олимпийском облачении, размахивавших на входе в храм чебурашками.

Теперь я понял, в чем дело: патриарх Кирилл в душе спортсмен. Сейчас он, видимо, идет на побитие мирового рекорда в строительстве храмов, возможно, его вдохновляет перспектива попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Так что в следующее 20-летие его патриаршества число православных храмов может возрасти до ста тысяч.

А то, что патриарх не в ладах с арифметикой, значения не имеет — он ведь не математик» (из фейсбука доктора исторических наук Алексея Мосина).

А вот как комментирует арифметику своего начальника пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков:

«Как стали возмущаться сегодня противники строительства храмов словами Патриарха после освящения храма в Страсбурге о том, что в Русской Церкви строится 3 храма в день. А что тут возмущаться, если это простая арифметика? Вот официальные данные за 10 лет:

К началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия.

В епархиях Русской Православной Церкви открыты 972 монастыря — против 804 обителей в 2009 году.

Чтобы не тратить вам время на калькуляцию, сразу скажу, что в совсем сухих цифрах в день получается 2,5 храма.

И вот друзья с портала Приходы подробнее расписали всю реальную картину:

«Про три храма в день и не только. Сегодня, после освящения величественного храма в Страсбурге, Патриарх сказал: „мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа“. Поскольку наш портал дружит со статистикой, мы хотим прокомментировать ряд высказываний в телеграм-каналах, сравнивающих нас по скорости открытия храмов с магазинами „Пятерочка“.

В начале 2009 года в Русской Православной Церкви было 29 263 храма, в которых совершалась литургия. В начале 2019 года действует 38 649 храмов, где регулярно совершается литургия. Рост за десять лет — 9 386, то есть почти три храма в день.

Казалось бы, цифры впечатляющие. Но настолько, чтобы говорить о строительном буме?

Давайте разберемся с храмами на территории России, отследив динамику последних четырех лет. В 2015 году в России было 19 378 храмов. В среднем на один храм приходилось 6 235 человек. Это, конечно, не считая ту часть населения страны, которая традиционно относится к другим религиям. В 2019 году храмов в России — 21 849, то есть на один храм по 5 540 человек.

Всего за четыре года улучшение ситуации налицо. И все это благодаря разукрупнению епархий, рукоположению новых архиереев и священников.

Однако цифры эти не такие уж радужные, если рассмотреть их под другим углом. Сегодня больше всего храмов не хватает в:

  • Новосибирской епархии (25 000 человек на один храм);
  • епархии г. Москвы (16 600 человек на один храм);
  • Хабаровской епархии (15 000 человек на один храм);
  • Санкт-Петербургской епархии (14 500 человек на один храм);
  • Благовещенской епархии (14 300 человек на один храм).

Это данные только по тем храмам, где литургия совершается не менее раза в месяц. Если же считать храмы, где литургия служится не реже раза в неделю, то ситуация намного грустнее.

Вот вам и большие цифры. Даже в отношении только России — это минимум миниморум»».

Замечательная статистика, не правда ли? Итак, согласно Приходам.ру, «дружащим со статистикой», православными в России в 2019 году названы 121 043 460 человек (21 849×5 540)… Видимо, те самые пресловутые 80 %, которым не прожить без храмов РПЦ. Правда, по нашим подсчетам православных выходило, мягко говоря, несколько меньше.

Что касается «строительного бума» церквей, напомню слова анонимного автора из нашего последнего материала, касающегося Мариинской епархии:

«Вообще, из Мариинской епархии за неполных 7 лет ушли почти 20 священников. Немалое количество храмов, где есть все, кроме настоятеля».

Как написано на сайте Мариинской епархии, «по состоянию на 1 августа 2018 года свое служение в епархии несут 37 клириков, из них 36 священников и 1 диакон, духовно окормляя более 44 приходов». «Более 44» — это чудесно.

В разделе «Духовенство епархии» есть данные только 33 священников и одного диакона (не будем забывать неупоминаемого игумена Кирилла Илюхина).

В Мариинской епархии тоже все население посчитали «своим»:

«Общая площадь канонической территории Мариинской епархии составляет более 40 тысяч квадратных километров с общим числом населения 493100 человек».

Я хорошо помню, как я, еще будучи клириком Волгоградской епархии, много общался с деревенскими батюшками. И те рассказывали, что епархия заставляет их «открывать приходы» чуть ли в каждом хуторе, изматывая священника ездой по этим «мертвым» приходам. Если на Руси раньше было принято людям из хуторов и мелких деревень ходить в праздник или в воскресенье в храм крупного села за много верст, то теперь обратная тенденция: устроить «благодатную точку» в каждом населенном пункте.

Вот только священники не способны разорваться, будучи настоятелями одного реального прихода и трех-пяти мелких номинальных, куда священник может приехать только налетом, чтобы послужить краткий молебен-панихиду или обедницу для пяти старушек. И строить храмы в таких мелких деревнях нерентабельно, а посылать в каждый такой хутор священника — значит обречь его на нищету и беспросветность для его детей.

В нашей Волгоградской епархии лет десять назад ходила поговорка: открывать приходы можно — закрывать нельзя. Потому что отчетность в патриархию может быть только в сторону стахановского увеличения, но никаких шагов назад, даже самых мелких. Поэтому в «приходы» старались записывать вагончики, молельные комнаты в больницах и подобное. А некоторые приходы существовали только на бумаге.

Что же касается именно строительства храмов, то у светского читателя при словах «три храма в день» может возникать ошибочная картина, будто три огромных белокаменных собора, каждый стоимостью в пару-тройку миллиардов, выпрыгивают из земли прямо за день. Но в реальности у нас в Волгограде в те годы, когда я служил (с 2003 по 2015), именно построенных с нуля храмов было очень немного. Некоторые были построены еще до патриаршества Кирилла, самые крупные приходы в Волгограде открывались в ДК и кинотеатрах, которые отдавались епархии. Другие приходы были вроде моего — вагончиками, какие-то — было старое ветхое здание, которое постепенно обкладывалось год за годом кирпичом. Да, что-то строилось, но тот же кафедральный собор Александра Невского наш митрополит Герман не мог пробить долгие годы (а приехал к нам владыка в 1991 году). Только в последние годы дело сдвинулось, и собор достраивается, правда, уже при новом митрополите (и, кстати, тоже в сквере).

Но риторика о количестве храмов и количестве православных, для которых якобы нужны эти храмы, сейчас, в 2019 году, становится показательной. Когда я начинал служить, священники из «старой гвардии» говорили: ну, мол, мы же, священники девяностых-начала двухтысячных, — строители, прорабы, мы малограмотные, наше дело было построить стены, а вот вы, молодые, образованные, идете вслед за нами — вам теперь работать всерьез с людьми, строить из них «живые храмы».

Но результат мы видим обратный: весь упор по-прежнему на количество, на квадратные метры, на размеры «канонической территории», на материально-территориальные «нужды» паствы, в которую легко вписывается практически все население России. И история со «скверным» храмом в Екатеринбурге показала совсем другую реальность: накушались люди. Они не хотят больше быть «вписанными» в статистику, не хотят изображать молчаливое стадо-паству, покорно собирающееся в построенные олигархами загоны с титановыми куполами, стилизованными «под XII век», чтобы ставить там свечки, писать записочки и собирать уже через год-другой деньги на бесконечные ремонты и «реставрации».

Теперь люди, в том числе часто и реально православные, воцерковленные, говорят всему этому: надоело! Прошли времена «Святой Руси» и государственного православия, опирающегося на власть, олигархов и силовиков. И теперь уже антиклерикальные речевки из Екатеринбурга («Хотите как в Екб?!») будут стихийно распространяться по всей стране:

Храма здесь не будет!

Это наш сквер!

Это наш город!

Это наша страна!

Иллюстрация: Алеша Ступин

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: