Как любить ближних

2 недели назад Ахилла

Михаил Б.

Женщина – она для любви. Мужчина — это сила. Он охраняет территорию и расширяет границы, он решает проблемы и обеспечивает достаток. Женщина являет красоту, она любит, она любима, она проявляет заботу. И пока мужики на «Ахилле» озадачены вопросом «как там в «гондурасе?», женщины ищут ответа на вопросы о любви.

Именно женщины — авторы двух недавних важных статей «И никто не кричит «Помоги!»»  и «Еще раз про любовь». Приведем некоторые выдержки из них.

«Знаете, очень затруднительно бывает найти объект для возлюбления ближнего как самого себя. Более того, непонятно в большинстве случаев, кому помогать и чем. (Агния Зиновьева)

Хочется всех вас спросить: а любите ли вы ближних, как заповедовал Господь? Любите ли вы людей вообще? Жалеете ли их?  … Ребята, отстегните свои нафантазированные крылья. Попробуйте увидеть вокруг ЛЮДЕЙ. Дорогие, полюбите себя и людей вокруг. (Наталья Ходокайнен)

Бросается в глаза, что автор первого текста Агния понимает любовь как отношения объекта и субъекта, которому нужно помогать. Но разве любовь объективна? Конечно, нет. Бог есть Любовь, и Он не есть объект, как и человек не объект, а личность. Наталья, автор второго текста, верно подмечает необходимость видеть и любить ЛЮДЕЙ (Личность, а не индивид). Однако, она понимает любовь как жалость.

Попробуем отстегнуть свои нафантазированные крылья и разберемся в том, как учит нас церковное Предание понимать слова Писания.

Традиционно, вероятно, вследствие низкокачественной церковной проповеди последних нескольких десятков лет, любовь (к ближнему) понимается как некая исключительно евангельская заповедь, редуцированная до благотворительности и милосердия. Разумеется, последнее является проявлением любви, но далеко не только таким образом. Обратимся к тексту Писания:

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш) (Лев.19:18).

Смотрите, ближними Писание называет исключительно членов народа Божьего, израильтян. Любовь противопоставляется мести и злобе, а не милосердию и благотворительности.

«Заповедь о любви к ближнему, многими сегодня воспринимаемая как исключительно новозаветная, на самом деле существовала задолго до прихода в мир Спасителя. Книга Левита связывает любовь к ближнему с отказом от мести — а тем самым и с новозаветным «правилом другой щеки»: там ведь тоже речь идёт именно о мести, о той материальной или моральной компенсации». 

«…Не мне решать, кто мой Бог. Человек в беде, будь он даже мой враг, побуждает меня стать его Богом. Вселенская любовь сохраняет таким образом свою конкретность: она должна проявляться по отношению к любому человеку, которого Бог даст мне встретить на моем пути». (Библейско-богословский словарь Леон-Дефура)

Давайте теперь задумаемся над вопросом, который задается совсем редко. А как следует любить, согласно нашей совести, личному опыту, Преданию, Писанию самого себя? Что мы хотим в действительности? Что значит любить себя и другого человека?

Любить человека, в том числе себя, означает желать, чтобы этот человек был. Жил, существовал как личность, индивид и прочее. И тогда понятнее становятся слова из книги Левит. Мы желаем, чтобы:

— нас прощали, покрывали ошибки;

— нам не мстили;

—  нас замечали, с нами общались;

— нам списывали долги.

Как видим, наши желания очень далеки от жалости, милосердия и благотворительности. Хотя и не чужды им. Но мало востребованы.

Иисус из Назарета пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы в нем не было нищих, бедных, голодных. Он пришел явить Собою то, что Бог Его и каждого человека любит. А это значит, что Он упраздняет в мире смерть – бессмысленное унылое серое существование: «голым я в этот мир пришел, голым и уйду» (Иов).

Любить себя для учеников Иисуса означает — иметь внутри радость, уверенность, надежду и благодарность, что наша жизнь не конечна, что зло, грех и смерть побеждены, и нынешние трудности лишь помогают нам в совершенствовании себя самого. Любить ближнего для учеников Иисуса означает — поделиться радостью, явив делом и словом, личным и церковным опытом Новой жизни. Ученик Иисуса тот, кто воскрес, и смерть не властна над ним. Ближний наш тот, кто так же воскрес или в родовых муках ожидает воскресения. Ожидает человека, который ему свидетельством своим явит опыт жизни в воскресении. И таких людей не нужно искать. Желающему любить ближнего ближний будет явлен Господом. Вы увидите его, как самарянин увидел человека. Он не искал объекта любви. Но Господь открыл ему глаза.

Мы можем помимо благотворительности много чего еще. Например:

— вместе регулярно молиться, читать Писание;

— молиться и размышлять над Писанием наедине;

— получать духовное образование

— свидетельствовать о том, что мертвые воскресают.

Воскреснуть из мертвых значит обрести уже в этой жизни новый смысл, обрести спасение, получить прощение грехов. Крещение и есть воскресение из мертвых, обретение новой жизни.

Жизнь в Церкви принято сводить к ветхозаветному «возлюби ближнего своего». И это верно, хотя бы отчасти. Однако почти никто не осознает жизнь в Церкви как свидетельство:

Мф.10: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Сегодня ходили купаться на озеро. Сидят рядом два мужичка за шестьдесят. Первый другому читает книжку:

— Бог вывел еврейский народ из Египта и дал им заповеди через Моисея: «Я Господь, Бог Твой. Да не будет у тебя иных богов пред лицом Моим…»

Читающий весь светлый такой. Слушающий в сомнениях, груз жизни давит, старость. Но внутри теплится свет надежды, радость внутри теплится, хотя и сомнения поедают. И не знают они, сколько людей услышат об их свидетельстве словом, делом и жизнью.

Читайте также: