«Старцы» и «послушники»

2 недели назад Ахилла

Размышления анонимного священника над статьей «Наумов ум».

***

Старцы… Сколько доброго, мудрого, духовного соединяет народ с этим словом. Из патериков, житий святых мы можем понять, кто эти люди. Старец человек, прошедший определенный святыми отцами путь, имеющий богатый духовный опыт, умеющий ненавязчиво делиться им. Такими были прп. Амвросий Оптинский и прочие Оптинские Отцы, прав. Алексей Мечев, св. Серафим Саровский и другие.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) скорбел о том, что нет старчества, и это в его-то время! Но в современной Русской Церкви после семидесятилетних гонений они, откуда ни возьмись, появились, вероятно, пришли делиться духовным опытом в построении коммунизма. Сейчас почти не осталось тех людей, которые бы прошли ссылки, лагерь, пытки за веру. Зато множество тех, кто в девяностые понял: на Церкви можно неплохо навариться. И им это удалось. Сейчас эти люди занимают ключевые епархиальные и патриархийные должности и, при случае, обязательно всем указывают, что их 70 лет гнали. Кого из них конкретно били, пытали? Безусловно, 20-25-летнее стояние у Престола может дать огромный опыт, духовный, административный да и просто житейский. Это в том случае, если к нему стремиться. Но многие ли это делают?

В девяностые народ хлынул в храмы, которые сохранились, построил новые, ища утешения у священников. И эти священники, (прорабы, братки, колхозники) продолжают «окормление» в РПЦ. Какое? Как выдающийся пример можно привести одного из клириков челябинской епархии, который перед крещением объяснял, что сглаз надо стягивать святой водой, и проповедовал о пользе герани для потенции. Большинство же указывают захожанам, куда воткнуть свечку, сколько литров святой воды выпить с похмелья, какое из освященных масел помогает от геморроя при ректальном использовании и т.д.

Сейчас фактически в каждой епархии можно найти старцев. «Старцев» поставления девяностых и моложе. Это люди, стремившиеся к искренней духовности (и в этом, на мой взгляд, их ошибка — духовность вместо Христа),  а также другие люди, быстро понявшие, что чем больше людей вокруг, тем больше денег в кармане подрясника, быстренько обзавелись последователями и ездят по миру, освящают, крестят, отпевают вне своих приходов и епархии, потому что «чада пригласили». Для того, чтобы люди постоянно были вокруг, и была выбрана дорога старчества. Точнее, игры в старчество.

Есть, конечно, и никому не заметные батюшки-молитвенники, и вокруг них не вьются толпы, они не жаждут власти над кем-то. Они могут утешать, помогать, но никогда не возьмутся руководить. И это мне кажется более правильным. Духовное руководство с монастырскими принципами — очень удобное средство для удержания овец, или, скорее, баранов. Ибо видеть свою духовную и моральную деградацию и «пользу» от такого беспрекословного послушания они не хотят.

И вот сейчас, после прочтения статьи «Наумов ум», возникло два извечных вопроса. На первый ответ прост. Батюшка и матушка виноваты больше, нежели «старец» Наум-синрикё. Кто пихал этих людей под ярмо его благословений? Я искренне сочувствую этому батюшке. Но во многом виноват он сам. Он сам это хорошо понимает.

На второй вечный вопрос ответить сложнее. Его можно разбить на два:

  • Что делать со «старцами»?
  • Что делать с «послушниками»?

Прежде всего, нужно понять, что со «старцами» не сделать ничего. Ничего кроме одного: лишить их реальной власти через аннулирование власти над собой. Церковная система с ними ничего не делает и не сделает — они несут золотые яйца. Если попробовать того же отца Наума запретить в служении и общении с народом, то поток денег в Лавре будет меньше, а духовные чада сделают его мучеником и поднимут такой вопль, что слышно будет во всей России. Периодически в системе пишутся разные мнения о профилактике этого явления, но бездействие церковной верхушки гасит всю инициативу снизу.

«Послушникам» необходимо просто думать своей головой, повышать уровень самообразования не только «старческой» литературой. Жизнь показывает, что непослушание этим людям смертью не карается. Один из таких батюшек – схимник благословил девушке уйти в монастырь, жениха дескать не найдешь… Подумала, отказалась, вышла замуж. Муж – священник, живут счастливо, детей растят. Да и мне самому схиархимандрит Илий (Ноздрин) давал благословение на постриг, но я женился, принял сан, вроде пока жив, здоров, слава Богу, семья замечательная. К отцу Илию отношусь с уважением, но непослушание ему грехом не считаю.

Каждый из «старцев» преследует свои цели: власть, деньги, да и более земные, как бывший игумен Киприан (Цибульский). С другой стороны, есть примеры поломанных жизней по благословению будущих «старцев». В одном из монастырей Е…ой епархии понравившимся друг другу молодым людям иеромонах благословил жить вместе без регистрации как брат с сестрой, в итоге девушка родила мальчика, которого воспитывает одна. Папа сбежал.

На Суде не скажешь: «Довел своих родственников до гроба по благословению». В ответ на это Господь может спросить: «Зачем ты свои мозги оставил за порогом кельи старца твоего»? Поэтому ими необходимо пользоваться и слепо не доверяться никому.  И в качестве последнего штриха выведу примерную формулу современного «старчества»:

Недостаток образования + интеллектуальная лень + наличие священного сана + безмерная гордыня + актерство/экзальтированное окружение = «старец».


Читайте также: