Провернуть нож в сердце
26 июля 2018 Алексей Марков
Жаркое начало августа, пару дней назад этот священник получал поздравления с семидесятипятилетием, нет, не от епархии и начальства, там его недолюбливали, а от множества реальных и виртуальных друзей и знакомых со всего мира. Путь этот он выбрал совсем молодым, в шестидесятые построил храм, что в те времена было почти невозможным, через несколько лет его арестовали, осудили за «клевету на советский строй», на зоне он потерял ногу… Вышел, и снова служил…
Сейчас он сидит в майке у себя на кухне и беседует с симпатичным блондином двадцати семи лет из столицы, знакомые попросили за него, ему надо помочь разобраться в себе. Не первый случай, кто только не ездил за духовной и душевной помощью, батюшка не отказывал, принимал и даже оставлял у себя дома пожить, совсем разных, сложных, странных, больных и малознакомых людей, так было и в этот раз, с парнем, вероятно, было что-то не так, но ведь опять же не впервой… Отец Павел рассказывал о прославленном во святых враче и епископе Луке Войно-Ясенецком, когда гость схватил нож и по-спецназовски точно всадил ему в сердце…
Парня задержали на месте, он заявил, что убил священника по велению Сатаны… На суде он был признан невменяемым.
Прошло пять лет, и епископ МП Питирим Творогов пишет своему бывшему семинаристу, решившему оставить священнический сан, среди прочего такое:
«Дух, который тебя ведет, — это дух гордыни, дух сатаны. Никакой правды в нем нет. И Адельгейм оставался до конца под действием этого сатанинского духа — дай Бог, чтобы его страшная насильственная смерть избавила его от адских мук, которые он заслужил своим „правдоискательством“».
Честно говоря, тут я с трудом заставляю себя ещё что-то писать. Очень хочется просто поставить многоточие и замолчать. Не знаю, не напрасно ли я это делаю, но все же немного скажу.
Гибель отца Павла Адельгейма есть пример классического христианского мученичества, это не пафос, это констатация факта, независимо от религиозных или иных других взглядов. Люди, подобно закончившие свой жизненный путь, именуются мучениками за веру и по традиции, и по элементарной логике. Речь ли о древних мучениках или же, например, об оптинских монахах, убитых на Пасху человеком с очень с похожей мотивацией и подобным же образом. До этого же могло быть что угодно. Мученик Вонифатий был развратником и пьяницей, а другие и вовсе были «крещены кровью», то есть до самого акта исповедания себя христианином и убийства за это никак не принадлежали к христианской церкви. Это в общем-то элементарные вещи на уровне первого курса семинарии, если не воскресной школы. Может ли этого не знать епископ и бывший преподаватель семинарии? Риторический вопрос. Но почему же так легко он говорит такие вещи? И я не о нравственной стороне (с этим пусть читатель сам решает), я о конфликте между сказанным и тем самым элементарным знанием предмета.
Для решения задачи посмотрим, что же могло вызвать у Его Преосвященства такую сильную неприязнь, заставившую сказать подобное. Вот отрывок из последнего письма о. Павла, которое было написано диаконисе англиканской общины в Олдбери Джанет Риджвей:
«Я продолжаю служить, проповедовать, но уже на вторых ролях, на заднем фоне. К сожалению, все дело в том, что церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счет государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается, причем, уничтожается она, конечно, целенаправленно самой Московской патриархией. Она разрушает все, что только можно в церкви разрушить. Создает свое материальное благополучие, но разрушает духовную жизнь… У нас вера в церкви поменялась на идеологию. Нет веры, а есть идеология. Церковь заняла место бывшего Политбюро КПСС. Так ее сейчас и называют. Говорят, что Россию возглавляют чекисты и церковники. Фактически получается, что в этой церкви не остается места для Христа. Попросту говоря, Имя его все реже и реже главами церкви употребляется…»
Дерзну предположить, что именно такие мысли и выводы совершенно несовместимы с верой далеко не самого худшего епископа МП Питирима Творогова и, конечно же, не его одного. Ты должен нести послушание, а не рассуждать, даже если глаза и ум заставляют делать такие выводы, отбрось их, ведь на архиерея сходит дух власти (по слову митрополита Илариона Алфеева), надо подчиняться Системе и ее требованиям, носителям этой самой власти и ее духа. Все грехи и ошибки простятся, кроме греха непослушания Системе в лице начальствующих в ней персон…
И… я благодарен епископу Питириму за чёткость и прямоту. Он просто не оставляет места компромиссу! Либо он прав, и отец Павел был одержим «сатанинским духом», либо… дух власти и его плоды есть тот самый дух, кому до невыносимости противны люди, готовые отдать свою жизнь за убеждения, веру, Иисуса Христа и Его образ в другом, даже самом омраченном злом и болезнью человеке…
И тут каждый должен сделать свой выбор. Мудрое во многих случаях жизни правило «и ты прав, и ты тоже» здесь не работает, дорогой читатель, как бы этого ни хотелось…
Фото: епископ Питирим (Творогов)/фото со страницы фейсбука Творогова
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: