Литургия как возможность извлечения прибыли?
12 августа 2019 Владимир Майданюк
Литургия собирает наибольшее количество прихожан в храме, и этот факт не остается без внимания у настоятелей храмов, которым приходится искать средства на содержание сотрудников.
Теоретически, время собрания христиан может использоваться в том числе на сбор пожертвований. Вопрос в том, как это правильно осуществлять с точки зрения согласованности со Священным Писанием, этикой и здравым смыслом.
Как человек, достаточное время бывший в церковном служении на различных послушаниях, могу высказать на этот счет свое мнение — и это мнение не стороннего критика, а человека, заботящегося о пользе для церкви в перспективе ее развития.
Так сложилось, что два года назад я покинул приход, где провел более десяти лет, и стал присматриваться к другим приходам, где мог бы чувствовать себя на своем месте.
Мне кажется, что раз уж церковная жизнь сосредоточена на совершении литургии, то за века развития церковно-приходской жизни литургия должна была бы уже давно быть отлажена и усовершенствована для благостного и радостного восприятия.
И вот, я посещал несколько храмов нашего города в надежде не встретить ситуаций, которые смущают лично меня, но был опечален результатом.
В связи с этим у меня возникло несколько вопросов относительно практики тех храмов, где сбор денег с прихожан ставят выше, чем благочиние в самом храме.
Почему люди, участвующие в церковной молитве в храме, вынуждены слушать переговоры покупающих и продающих в церковной лавке?
Почему меня отвлекают от молитвы, к которой призывает священник или диакон, так как перед моим лицом, во время молитвы, ходит человек с подносом для сбора денег, а соседи в это время двигаются и шумят?
Почему ходят с подносом не один, а два или три раза во время литургии?
Почему делаются сразу два дела, в то время как здравому человеку совершенно понятно, что во время церковной молитвы отвлекаться не следует, а параллельное занятие сбором денег намеренно отвлекает?
Попутно у меня возникают и следующие вопросы:
Почему в то время, когда община призвана предстоять и едиными устами исповедовать Бога, кто-то в это время мельтешит и манипулирует на подсвечниках свечами, которые в это время продаются?
Почему работники церковной лавки, которые, по идее, являются членами прихода, будучи заняты торговлей и общением в лавке, лишены участия в молитвах литургии и причащения?
Почему эту добычу средств для храма обязательно нужно проводить в ущерб благочинию, и неужели нет альтернативы?
У апостола Павла есть мысль, что пожертвование должно быть по расположению сердца, доброхотным и не принужденным. В случае с повторяющимся хождением с подносом во время службы просматривается элемент принуждения к пожертвованию.
Кроме того, не этично отвлекать людей от молитвы, это выглядит и неуважением по отношению к Богу.
Сбор денег с подносом, на мой взгляд, целесообразней проводить по окончании службы у выхода — такую практику я уже встречал.
Церковную лавку на время совершения литургии логично было бы закрывать.
Упомянутые мною вещи смущают не только меня. Они бьют по авторитету церковной организации, и я считаю, что это тот случай, когда, приобретая рубль, теряют три. Доброе имя церкви привлечет куда больше средств, чем лепты, собранные во время молитв.
Ну а если обратиться к Писанию, то там тоже есть призыв искать правды Божией, а житейские потребности приложатся. А вот эти движения по добыче денег во время литургии, во время молитвы, они по правде Божией?
Читайте также:
- Почему «церковное попрошайничество» стало нормой?
- Деньги «на храм» и жадность
- Опыт отказа от «тарифов» и «рекомендуемых пожертвований» на сельском приходе
- Собирание денег вместо приходских собраний?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)