Про кроликов и удавов (о молодежной миссии в Церкви)
1 ноября 2019 Олег Курзаков
В недавней правмировской статье «Безумное чаепитие в кроличьей норе» руководитель информационного отдела Ростовской епархии протоиерей Даниил Азизов ломает голову над следующим вопросом: «Приходы затрачивают много сил на организацию молодежной миссии, кружки по интересам, чаепития, просмотры фильмов и содержательное общение, почему же молодежи в Церкви больше не становится? Что пошло не так…» И далее в типичном духе правмировской церковной публицистики «вокруг да около» идут длинные благочестивые рассуждения.
Эта тема изъезжена и избита до предела, но она все равно как бельмо будет маячить в церковной жизни. Просто потому, что сама церковная жизнь угасает. Достаточно посмотреть на сокращение количества поступающих в семинарии, на приходские фотографии с богослужений, на количество реально действующих молодежных проектов и их масштабность. Церковное возрождение в реальности обернулось реставрацией именно той атмосферы и обрядности дореволюционной Церкви, которая из себя выталкивала молодежь. Посмотрите на фотографии собраний верующих периода революционных событий. Много там видно молодежи? В основном бородачи мещане и мужики, да женщины и старухи с детьми.
Сама подводка статьи содержит очевидное вранье: «Приходы затрачивают много сил на организацию молодежной миссии». И оно тоже типично: вот, мол, мы так и эдак старались, не покладая рук, а все никак. Вишь, влияние мира и светских идеалов… Все альпинистские, футбольные и военно-спортивные клубы, православные лагеря, организуемые батюшками при приходах, извините, это чаще всего не про Христа. Это про пресловутые скрепы и «традиционные ценности», православную субкультуру и державность.
Удивительный пассаж батюшки, который повествует о своем времени поступления в семинарию: «Ведь не было никаких развлекательных программ, как сегодня, постоянно организуемых молодежными отделами, спортивных состязаний, выездов на природу, просмотров фильмов и т. д. Напротив, были ведро и тряпка, послушание в просфорне, чистка подсвечников, разгрузка товара в епархиальный склад… А еще были идея и мечта, те, ради которых с радостью и, конечно, бесплатно выполнялись эти работы». Так в том-то и дело, что ни там, ни там нет речи о Христе и Евангелии. Зачем тратить время на унылые православные фильмы в каморке при храме с нудным обсуждением или спортивные эстафеты, когда можно сходить в нормальный современный кинотеатр или тренажерный зал. И тем более корпеть над чисткой подсвечников (ведь послушание в храме так благодатно!). А какой же корень зла сегодня, по мнению священника? Вот оно, коварство современности: «Многие настоятели не прибегают уже к помощи прихода: просфоры пекут, убирают храм люди, которые получают за это зарплату».
И совершенно верно, что эти чаепития-посиделки — бестолковое времяпровождение. Но дальше-то что? Как сделать его толковым? Ответ: отправить молодежь по больницам и детским домам! Рефреном повторяется мысль, что слишком тепличные условия созданы на приходах для молодежи.
И вроде бы верно замечается в статье: «Ими востребован разговор на равных, где нет запретных тем и табу». Но, боюсь, под запретными темами батюшка имеет в виду какие-нибудь вопросы секспросвета, а вовсе не вопросы церковной коррупции, приходских поборов, бесправия духовенства, лицемерия церковных отношений и прочего, что делает приходскую жизнь такой тоскливой. Во всей статье сам же он ни одной запретной темы не упоминает.
Вновь ребром ставится батюшкой вопрос: «Если столько сил, энергии и ресурсов затрачивается на молодежную работу, то где же эта самая молодежь?» И вновь не дается ответа. Идут рассуждения, что верующие прихожане в массе своей унылые и безрадостные, а это не может привлечь. Надо чаще улыбаться!
Страх сказать правду про то, как оно есть на самом деле сегодня с молодежью и прочим в Церкви, породит еще немало подобных пустопорожних статей. Сколько докладов на всяческих чтениях про организацию молодежной работы на приходах будет зачитано! А меж тем молодежи неумолимо будет все меньше и меньше, а церковная жизнь будет все мрачнее и тоскливей.
Современная молодежь, живая, сложная, способная задавать острые вопросы и настаивать на ответах, просто не сочетаема со всей унылой церковной жизнью, построенной на обрядоверии и страхе перед современным миром, пропитанной лицемерием и человекоугодием. Как вообще можно вести миссию среди современной молодежи, если она априори считается распутной, одержимой западными соблазнами! Когда изначально верующие ставят себя в положение избранных и духовных, которые сейчас сделают милость и научат истине. Какой же? Как готовиться ко причастию, какие каноны вычитывать, сколько надо поклонов класть против блудных мыслей? Что все, что молодые до этого любили, есть грех и мерзость: их музыка, книги, фильмы, одежда, образ жизни? Достаточно послушать священнические проповеди, где зачастую вода отвлеченных нравоучений да благочестивый кисель. Кого они могут увлечь и вдохновить? Это даже не звенящая медь, а ржавое дребезжанье жести.
Какая отводится роль молодежи в Церкви? Роль послушников, которые за каждым чихом должны бегать за благословением к батюшке? Статистов для создания красивой картинки на патриарших службах? Когда священноначалие к людям относится как к средству, как к топливу, которое нужно для работы церковной машины, которая выплевывает человека отработанным материалом, чтобы заглотить новый. Как хладнокровный удав, который удушает все живое, новое для своего насыщения.
Неудача молодежной церковной миссии — это лишь стрелка барометра, свидетельствующая об общем неблагополучии и разворачивающемся глубочайшем кризисе церковных отношений. И дело тут не в лени и косности отдельных священников, а в характере современной церковной системы. Бесполезно начинать переставлять стулья и переклеивать обои, когда корабль погружается в пучину. Если церковная система ориентируется все больше и больше на стариковское прошлое в виде святой советской Руси, а не на евангельскую весть, то стоит ли обижаться и недоумевать на то, что современная молодежь не хочет тратить время на эти геронтологические обрядово-ролевые игры, подменяющие встречу с живым Христом!
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)