Как я вызволяла маму из «обители» «старца» Иоанникия из Чихачево. Окончание
18 сентября 2020 Ахилла
Читайте также части первую, вторую, пояснение к первым двум частям, части третью и четвертую.
Текст читает Ксения Волянская:
Эта история закончилась так же неожиданно, как и началась.
Не имея связи с мамой, я написала письмо в епархию, где пожаловалась на отсутствие помощи от благочинного. В конечном счете, благочинный ответил и даже дал мне свой мобильный телефон. Но вместе посетить Чихачево мы уже не успели: спустя некоторое время после приезда комиссии Иоанникий приказал маме срочно покинуть свои владения, заверив ее в том, что она исцелилась от своей страшной болезни. О монашестве он уже не говорил ей ни слова. Интересно, что под конец пребывания в лжемонастыре ей открылась и тайна ее «заболевания» — «старец» заявил, что болезнь эта была духовного плана, поэтому идти ко врачам не имело смысла. А один из его ближайших помощников добавил, что батюшка имел в виду такое недомогание как уныние. Лечиться от уныния путем десятичасового рабочего дня и полного истощения организма — это, конечно, весьма своеобразный метод, но разве можно что-то возразить, если это приказал сам Иоанникий?
Вопреки нашим опасениям, мама практически сразу смогла влиться в рабочий процесс, хоть и была физически сильно истощена. Переход на дистанционное обучение позволил ей проводить все занятия прямо из дома. Отношения с семьей, против которой так неистово ее настраивал Иоанникий, также постепенно восстановились.
Тем не менее «обитель» не прошла для нас незаметно — ведь там остались так называемые «подружки», которые периодически продолжают звонить маме. Некоторые из них вернулись в свои города, но, как они сами признаются, не насовсем, а только на время: практически все они хотят оказаться в Чихачево как можно скорее. Ведь только там — «истинная Божья благодать», только у «батюшки» — настоящие службы, «как на Афоне», а «в других храмах такого не встретишь». Многие из них всерьез думают принять «монашество».
Поэтому мы не можем расслабиться и по-прежнему очень боимся, что мама снова окажется в «обители» благодаря очередной «Жанне». Ведь за одной «страшной болезнью» вполне возможно появление следующей, не менее «ужасной». Страх снова потерять маму и стал одной из причин, побудивших меня взяться за написание этого рассказа.
Но главная цель, которую я преследовала — это дать людям информацию о том, что из себя представляет так называемая «Свято-Никольская обитель». Ведь именно такой истории мне так не хватало, когда моя мама поехала с Жанной к Иоанникию в первый раз. Сколько людей, похороненных на местном кладбище или умерших в больнице после длительного «трудничества» в Чихачево, можно было бы спасти, если бы их родственники могли вовремя прочитать что-то подобное. Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы понять, ГДЕ на самом деле находится моя мама, ведь в интернете личных историй было мало, и они просто терялись в постоянном потоке рекламных объявлений о «прозорливом старце» от паломнических служб.
Помогла ли нам епархия в вызволении мамы? Я считаю, что помогла. Ведь именно после их приезда Иоанникий сменил гнев на милость и вместо «монашества» предложил маме покинуть свою «обитель». Такого эффекта нельзя было бы добиться более простыми на первый взгляд методами — ни полиция, ни прокуратура, ни психиатры не внушили бы маме, что ее «страшная болезнь» оставила ее навсегда. Конечно, молчание епархиальных работников нас очень раздражало, но я понимаю, что в подобных местах всегда присутствует криминальная составляющая, с которой никто не хочет связываться. Не удивлюсь, если в адрес местного епископа и митрополита приходят угрозы от сформировавшейся вокруг лжестарца криминальной структуры.
Как результат — десятилетиями существующая тоталитарная секта с сомнительным главарем, поставившим свое изображение около алтаря на аналой и убедившим своих почитателей, что его фотографии способны вылечить любые болезни.
Главарем, практикующим использование бесплатного человеческого труда (продукты которого, скорее всего, продаются на региональных рынках под видом фермерской продукции), а также применение сомнительных лжеправославных практик (отчитки, заочные отпевания, постриги в «монахи», общая исповедь для всех, отпущение всех «забытых» «родовых» грехов одним прикосновением руки и так далее).
Примечательно, что никакой информации о биографии Ефименко нигде нет: все, что о нем известно, — не более, чем слухи. Так, говорят, что он родом с Украины, что его предки относились к какому-то казацкому роду, что якобы Иоанникий находился на послушании в Троице-Сергиевой лавре, а позже, примерно в конце семидесятых, был рукоположен Иваново-Вознесенским архиереем, Амвросием Щуровым, и им же направлен на служение в храм в Чихачево. Этот факт очень любят педалировать поклонники Иоанникия — мол, столько лет батюшка на одном месте, если б делал что-то плохое, то его бы уже давно сняли.
Однако реальной биографии «старца» нигде нет, и где тут правда, а где вымысел — разобраться невозможно. Даже если он и живет в Чихачево с начала восьмидесятых годов, чем он занимался ранее? Какое у него образование? Где он изучал Закон Божий и изучал ли он его вообще? Работал ли он в принципе где-либо, не имеет ли он сам криминального прошлого? Откуда у него такая зацикленность на сексуальном насилии, агрессия и неуважение по отношению к женщинам? Каков его настоящий возраст?
При написании цикла статьей для «Ахиллы» я задала вопрос о биографии Иоанникия в Кинешемскую епархию, откуда вполне ожидаемо мне пришел отказ в предоставлении какой-либо информации:
«Согласно закону от 27.07.2006 152-ФЗ о персональных данных и решению Синода от 25 августа 2020 г. (журнал № 64), данная информация не может быть вам предоставлена».
Интересно, что этот же закон не мешает другим епархиям публиковать сведения о служащих на их приходах клириках, да и жизненный путь патриарха Кирилла опубликован на официальном сайте Патриархии. Жизнь же Иоанникия — тайна за семью печатями, а ведь это человек, в духовное богатство которого верят тысячи людей.
Главный урок, который мы вынесли для себя из этой истории — в секту может попасть абсолютно любой человек и нельзя считать, что вашу семью эта беда никогда не коснется. Да и секта, оказывается, может быть замаскирована под скромный деревенский храм.
P.S. Хочу выразить благодарность редакции «Ахиллы» за проделанную работу и возможность придать огласке ситуацию в Чихачево. К сожалению, в течение всего периода нахождения там моей мамы я писала в различные православные СМИ, названия которых читателям не могут быть незнакомы, но ни одно из них мне так и не ответило.
Все материалы о чихачевской секте читайте по ссылке
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)