«Охота на плохих»

16 октября 2020 Мария Дмитриева

— Я играла сама с собой в шашки.

— И как?

— Я у себя выиграла! Потому что я себя обманула.

(Дарья, 6 лет)

Не секрет, что большинство из нас хотят быть хорошими. Это нормально. Даже для православных, которые сомневаются, что хотеть быть святыми — это хорошо, хотя сказано для них персонально «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Но для некоторых необходимо, чтобы для контраста был кто-нибудь плохой, иначе они тут же теряют ориентацию в пространстве смыслов. Или рискуют в ходе расследования безобразий выйти на самих себя, а это недопустимо.

О чем бы ни шла речь, любимое занятие в русскоязычной дискуссии — «охота на плохих». Даже любители мериться православными компетенциями не могут сравниться в азарте с человеком, который обнаружил у себя в лодке во время рафтинга* условного «плохого» и дубасит его веслом. Характерный диалог в рамках «дежа вю» обнаруживаем в гениальном фильме режиссера Юрия Мамина «Фонтан» (1988 г.), снова до боли актуальном. Том самом, где подпирают гнилые стропила дома лозунгом «КРЕПИТЕ МОГУЩЕСТВО» (38.15).

Лагутин: «Всю страну разворовали. Вот вы-то главное зло».

Митрофанов: «Нееет! Это вы главное зло… Это из-за вас весь развал в доме. Ведь без ваших подпорок наш дом давно рухнул бы, ведь все ж давно сгнило! Вот из-за вашего этого дурацкого героизма он и стоит, потому что все латаете, все тащите на себе, как верблюд упрямый. Посмотри на кого ты похож, ну? Ничего же нет, ты же больной, один нос! Ты сдохнешь, и никто спасибо не скажет! А начальство спокойно: на черных Волгах ездит, да на таких дураков, как ты, надеется!» (1.27.19) Классический случай, когда то, что нельзя сказать вслух, вкладывается в уста отрицательного персонажа.

Мы уже забыли, что жизнь сложнее, чем игра с нулевой суммой: или ты сожрешь, или тебя сожрут. Мы забыли, что правы могут быть оба. Только платить за эту правоту готовы по-разному: один — чужими жизнями, другой — только своей. «Люди за этот орден свою кровь проливали, а ты под него чужую» («Место встречи изменить нельзя») — это и про 148-ю статью УК об оскорблении чувств верующих.

Многие из тех, кто подделывает результаты выборов, искренне верят, что исполняют заповедь о послушании начальству, спасают от нищеты свою семью и поддерживают порядок в стране. Среди них немало наших православных братьев и сестер. Они не думают о том, что это нарушение закона влечет за собой такие страшные вещи, как пытки и избиения невиновных людей. Они не думают, что новость из Новоалтайска — про них. О том, как 11 октября руководитель предприятия тепловых сетей на джипе провалился в яму с водой — на том месте, где утром произошел порыв труб. Как в том анекдоте: «А нас-то за что?»

«Охота на плохих» причудливо извращает логику тех, кто загнал себя в жесткую парадигму «свой-чужой» и торчит оттуда своей незащищенной частью. Потому что если убивающий себя (и только себя) в знак протеста против беззакония и несправедливости — самоубийца, по их логике, и недостоин Царствия небесного, то бросающий себя на вражескую амбразуру — тоже самоубийца и тоже недостоин… Отдающий жизнь за любовь к людям — не мученик ради Христа? «Блаженны изгнанные правды ради», а убитые правды ради? С ними как? Они страдают не «за други своя»?

Чуткое сознание христианина всегда узнаёт этот отчаянный рывок к небу. Как кидается на великана-мельницу Дон Кихот. Как идет в одиночестве навстречу своей гибели Гарри Поттер. Как на белорусской границе рвет свой паспорт Мария Колесникова, добровольно обрекая себя на все возможные репрессии обезумевшего режима. Как от здания нижегородского УВД шагнула из пламени в бессмертие Ирина Славина.

*рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на надувных судах

Иллюстрация: кадр из фильма «Фонтан»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: