Знания, полученные в церкви, стали работать против пребывания в ней
23 сентября 2021 Владимир Майданюк
Вы ведь знаете, что в прошлом я руководил церковным хором, и меня многие местные певчие помнят в этом деле.
Сегодня встречаю парня, который раньше тоже пел в одном городском храме и в наш иногда захаживал.
Он меня спрашивает, что давно меня не видел в храме.
Я ему напомнил ту давнюю историю и сказал, что в других храмах себя не нашел, что мне в силу некоторых причин другие храмы не подошли.
Тогда он с удивлением говорит: но ты же должен где-то причащаться, где-то исповедоваться!..
На что я отвечаю: а почему должен? я не должен…
Потом он спросил меня о том, как я отношусь к коронавирусу, и пытался объяснить, ссылаясь на какие-то видео в ютюбе, что пандемия — это выдумка.
Потом посетовал, что в соборе присутствуют обновленческие движения, так как настоятель после чтения Евангелия читает от себя проповедь (чего раньше не было) и таким образом разрывает литургию. И так постепенно, маленькими шажочками до изменения Символа веры дойдут.
Короче, поговорив с ним, я вновь прикоснулся к грани практической церковности, с теми рамками, в которые люди ставят себя, и в которые их ставят, и со склонностью к вере в конспирологию.
Конечно, могу сказать большое спасибо церкви, что она поделилась со мной столькой жизненной мудростью, той мудростью, которая в жизни реально помогает и дает верные ориентиры.
Но вот эта практическая сторона, с мистическими страхами людей перед загробным и сиюминутным наказанием за, например, работу в праздник или запретную еду в постный день (с боязнью даже выпить жизненно важные лекарства накануне причастия), с магическим отношением к богослужению и обрядоверием, с превращением христианства в подобие Моисеева Закона, она (эта сторона церковной жизни) меня не влечет.
И я представляю, как, наверно, был удивлен мой собеседник, услышав, что я «не должен».
На самом деле, я в церковь (как собрание людей) ходил из благодарности Богу за мое вразумление и обращение, из-за любви к людям, которые там собираются, из-за ощущения причастности к спасительной миссии церкви, и потому что ощущал единство и радость от нахождения со своими единоверцами.
Но не потому, что я должен или обязан, или боюсь наказания свыше в случае, если туда не пойду (хотя и были предпосылки к такому страху).
Когда я думал, что Чаша причастия, помимо освящающего действия, — это символ нашего единства, что это апогей нашего собрания как христианской семьи, мне было радостно. А когда увидел, что причастие стало во многом культом, самоцелью, жертвоприношением, делом личного освящения с отрывом от его истинного предназначения соединять нас Богу и друг другу, то в этом отрыве мне трудно это принять и настроить себя ходить в храм только ради личного освящения.
Знания, полученные в церкви, стали работать против пребывания в ней, потому что эти знания показали некое призвание, некий эталон, а реальная церковная жизнь зафиксировала отвержение этого эталона, без надежды на приближение к нему.
Сейчас я просто наблюдаю за жизнью и радуюсь самому факту жизни.
Читайте также:
- «Матушка Феодосия просит помощи»
- Литургия как возможность извлечения прибыли?
- Не продавайте благодать исцеления!
- Собирание денег вместо приходских собраний?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)