«Пироги — враги. Деньги — пыль. Маминька — святыня»

2 января 2018 протоиерей Иоанн Сергиев

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (19/31 октября 1829 — 20 декабря 1908/2 января 1909) известен как праведный Иоанн Кронштадтский — уникальный святой в истории Русской Церкви, трудно найти похожего на него в святцах. Из его житий известна в целом канва его биографии, его подвиги молитвы, уникального служения литургии, общих исповедей, на которых тысячи людей каялись вслух, его милостыня, которую он щедрой рукой раздавал десятилетиями тысячам нищих и бедных. Известны многочисленные и задокументированные чудеса исцелений больных по его молитве, его девственная жизнь с супругой, обличение Льва Толстого, вступление в «Союз русского народа» и многое другое — все то, что описывает неординарного кронштадтского подвижника.

Широко известна его книга «Моя жизнь во Христе», где он рассказывает о своей внутренней духовной жизни, борьбе со страстями, о свих падениях и восстаниях, об отношениях с Богом. Этим же темам посвящены и многотомные дневники, изданные не так давно, уже менее известные читателям.

Мы полистали эти дневники и выбрали из них те цитаты, которые можно было бы назвать «житейскими». Наверно, процентов 95-99 дневников посвящены духовной стороне жизни Иоанна Кронштадтского, и лишь малая толика текста чуть приоткрывает завесу над тем, какой он был человек — не святой, а именно человек — в отношениях с близкими, в мыслях об общественной жизни и проч.

Целью нашей подборки не является какое-то желание «обличить» или «разоблачить» подвижника. Нет, мы лишь предлагаем взглянуть не на икону, а на человека — еще прежде того, как он стал «иконой». Именно крайняя степень откровенности протоиерея Иоанна Ильича в дневниках позволяет уловить черты его психологического портрета — с помощью его собственных слов. К тоже же это и штрихи к портрету той эпохи, в которой он жил.

Нам кажется, что это будет интересно читателям.

***

Из дневников Иоанна Кронштадтского

Том III. 1859–1860

Михаил Измаилович [Г…] с покойною твердостию, постоянством молитвы взирал к Богу и ни на кого не обращал внимания, будучи во время чтения молитв (сам читал) выше всех и повелевая всем. Странно, что один чиновник, стоявший сзади его и плюнувший во время молитвы на пол, выслушал с уважением его выговор и стал покойно впереди. Вот какое величие и какая повелительность духа в твердых верою людях!

***

Кронштадт – город мзды неправедной, город пьянства, разврата, разбоя, картежной игры, город всех увеселений бесовских (управляющий, губернатор, секретарь Думы, стряпчий, архитектор, губернатор – не говоря о других)…

***

Если жена имеет причины подозревать меня в неискренности любви к ней, то Бог ли не будет испытывать меня в искренности любви к Нему?

***

Маминька – неприкосновенная святыня моя, к которой не должен прикасаться ни один неправедный помысел, ни одно неприязненное чувство. Чти матерь – вот характер всех моих отношений к ней: почтение в мыслях и в сердце, в словах и делах. Как к Богу, так и к матери имей почтение безусловное, мало того – благоговение всесердечное.

***

Маминьке моей подобает от меня абсолютное почтение!

Закрываю глаза и уши для всяких недостатков матери и знаю одно: что она – моя мать.

***

Маминька – святыня моя, божество мое, поколику она после Бога виновница бытия. К руке маминьки подходи, как к руке мощей святого, ничем не меньше.

***

Давши слово не раздражаться на жену, держи его. Господи, помози!

***

Смущение. Девица, встречаясь с любимым ею человеком, смущается; ненавидящий при встрече с ненавидимым – смущается; завистник – смущается; вообще преданный какой-либо страсти непременно смущается внутренно. Отчего? Оттого, что преданный страсти человек соединяется с диаволом, а он чужд всякого мира.

***

Теснота и неопрятность моей квартиры – достойное возмездие мне от Бога за утеснение мое во утробе моей и за нечистоту сердца моего. Некоторые святые подвижники намеренно жили в тесных и душных кельях или пещерах.

***

Об онанизме. Какие жалкие люди – онанисты! Как жестоко издевается над ними враг. Они – всегда робкие, боязливые, трепещущие, внутренно смятенные. (После исповеди.)

***

Если огонь в правом боку – значит, диавол вошел в сердце и жжет его; если в левом – значит, от чувств покаяния и сердечного сокрушения во грехе он на пути к выходу: входит правым, выходит левым боком.

Что мудреного, что бес скрывается в рукомойнике? И мы молили при Таинстве Крещения: да не утаится в купельной воде демон темный.

***

Нынешнее образование – не образование, а безобразие, потому что проникнуто совершенно духом мира, а не духом Господним, не духом веры и благочестия. Правда, есть Закон Божий, и хоть он поставлен в программе на первом месте, но на деле больше оказывается последним; и по причине [предзанятой] воспитанниками и воспитанницами любви к миру, и по причине растленности человеческой природы грехом – ему мало сочувствуют, а без сочувствия – что за польза от знания? Сочувствие вводит в жизнь всякое знание. К этому прибавьте светские журналы, дышащие совершенно духом света, легкие, игривые, наполненные карикатурными примерами разных страстей человеческих, над которыми читающие любят только смеяться (вообще над другими любят посмеяться, а не заимствовать из них уроки для своей жизни, чему почти нет или совсем нет примеров), – и тогда судите, как ждать от общества духа христианского, духа спасения, духа церковности! Ни Христа, ни Креста там нет в сердце, только с виду.

***

Пред собранием многим Царскую фамилию перечисляй с лицом веселым и благодушно.

***

Чтобы научиться тебе любить как должно любящего Господа, научись прежде любить любящую жену свою: не раздражайся на нее и не оскорбляй ее.

***

У меня обедают свои, то есть братья моей жены. Я должен этому радоваться.

***

За границу уехал. Бывает часто, особенно в нынешнее время, что люди одного с нами отечества за границу уезжают и там живут и с тамошними людьми во общение и дружбу вступают, а своих соотечественников презирают и устно и письменно их бесчестят. Это зовут заграничною жизнию. Но эта заграничная жизнь называется так не в собственном смысле; в собственном же смысле надобно назвать заграничною ту жизнь, которая настанет для нас по разлучении души от тела, – вот по справедливости должна быть названа заграничною жизнью, потому что переходит за границу этого мира и этой жизни; в ней – все заграничное или чрезграничное, то есть совсем не то, что в этом мире: иной образ жизни, иные потребности, иные радости, иные скорби и мучения – все иное. Вот о той жизни нам следует заботиться: как бы нам отсюда – с земли, благополучно и с благими видами отправиться за границу этой жизни и там упокоиться на месте света и прохлаждения. А наши обыкновенные выезды за границу что иное бывают большею частию, как не средство к веселому препровождению времени, которого некуда праздным людям девать; а еще больше – как не средство к растрате накопленного богатства, для которого в своей благословенной стране нет места?

***

Бегайте курения табаку, особенно излишнего. Курение – прямо противоестественное дело. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым. Дым не питателен, спросите хоть у кого угодно, и пищеварению не способствует. Дыхание существует у нас вовсе не для того, чтобы дышать дымом. Иное дело – обонять благоухание кадила или другие ароматические запахи. Табак, по признанию опытнейших и умнейших медиков, решительно вреден для здоровья, особенно для слабых природ, притупляет душевные способности и всего человека делает слабым и недеятельным, малоспособным, а больше и совсем неспособным к важнейшим, требующим времени и усилий предприятиям.

***

Священный журнал – Пресвитер.

Ко всем состояниям жизни приспособлены журналы. Как проходить высокое, пастырское служение – нет журнала.

***

Т. IV. 1860–1861 гг.

Пироги — враги. Верно.

***

Деньги — пыль.

***

Не допускать явных пьяниц и прелюбодеев до причащения. Сделать перегородку для исповеди и поставить сторожа.

***

Не есть в скором времени после чаю и булки [опять] булки с чаем.

***

Братий принимай так, как будто бы они у тебя и жили, как свою плоть.

***

Отчего преданный чувственности, простой, грубый народ любит громогласное пение? Очень просто это решить: чем грубее душа, тем больше она подавлена житейскими страстями, тем сильнейших возбуждений требует она для своего пробуждения. Окаменелое сердце от громогласного пения размягчается, потрясается.

***

Бросить и совсем курить. Преосвященный Феофан грозил, когда курил я, а сам он был в язве от Бога и в печали, и в озлоблении о вверенной ему пастве. От табаку и ночь не спал.

***

Сам лакомишься – ничего, а другие – жалко и досадно. Чего себе, того и другому не жалей. Пренебреги всем снедомым, как гноем. Люби всех, как себя.

***

Чтение светских книг отдаляет от чтения духовных книг: там – дух мира, а здесь – Дух Божий, но одно другому противоположны. Потому весьма мало между людьми, читающими светские книги, таких, которые бы с удовольствием читали духовные. Большинство читает светские журналы и никогда не заглядывает в Библию или в Евангелие в частности. Хорошо, в ком благочестие глубоко укоренено: тот читает без вреда для души и светские книги, но не оставляет и духовных, и больше читает духовные, чем светские, особенно слово Божие. Как вредна для бессмертной души светская литература, говорит опыт каждого.

***

Журналистика есть сеть, ловушка диавольская, посредством которой он ловит христиан в вечную погибель (болтливостию) празднословием, многословием и пустословием. Всмотритесь, и увидите, что так. Жалки и журналисты, и их страстные читатели.

***

Еще я в Академии был тунеядец, потому что был ленив и едва не самый последний из студентов, бессловесен в классе и на экзаменах, однако же чудом Божией благости благополучно кончил курс и получил отличное место. Между тем я так глуп, нерассудителен, скуп, что ныне не терплю людей, пользующихся часто даром моим столом. Неблагодарность пред Богом крайняя! Бессмыслие бесконечное!

***

Все, не имеющие брачного законного соития, ведайте и помните, что вам для сохранения своего тела в чистоте и целомудрии нужно осторожно, с рассмотрением употреблять пищу и питие, и именно в скоромное время употреблять меньше питательной пищи: мяса, молока, яиц и пить вина, пива, а в постное – стараться или не есть свежей рыбы вкусной, или есть умеренно, и притом соленую: наше тело очень не много требует для поддержания его сил и здоровья, и если вы будете употреблять пищи и питья больше, чем сколько следует, то природа будет усиливаться извергнуть лишнее от себя чрез извержение семени; от того будет происходить раздражение половых органов и требование природы удовлетворить им, требование, которого вы виною будете сами. Не пейте много сладкого чаю и не кушайте много сладкого – это также влечет за собою извержение семени.

***

Почему Церковь часто молится о царском доме? Потому, что земной царский дом носит на себе образ небесного Царского Дома, содержащего всю тварь, – Бога Отца, Сына и Святого Духа.

***

Чтобы не впасть в руки алчного к деньгам врача, не будь скуп в раздаянии милостыни бедным, будь щедр к своим и наблюдай строго умеренность в пище и питии.

***

Ты горд или сребролюбив – злая жена дана тебе для наказания, ибо Бог наказывает нас чрез наших же присных; так и жену Бог укрепляет в терпении и очищает грехи ее пьяным и буйным мужем, который понесет от Бога должное наказание своим грехам, и тем скорейшее и жесточайшее, чем он пьянственнее и жесточе к своей жене.

***

Много ли для христианина нужно? Немного. Мир Христов в сердце и уломок хлеба для желудка да воды стакан.

***

Об идолопоклонстве христиан. Фотографические портреты питают тщеславие и служат идолопоклонству.

У иного идол – одежда, у иного – пища, у иного – орденок.

***

Припомнить разговор Петра Константиновича о блудницах, о жизни их, о раболепстве их мужчинам и содержательницам, о количестве их соитий в один день, о скотоподобности их, о побудительных причинах, по коим они поступают в вольные домы: готовая пища, питье (вино, пиво, мед), нарядная одежда, мягкая постель, беззаботная жизнь; чужды они упования на Бога. Количество блудниц до трехсот. Как допускать их к Святым Тайнам? Причины, от которых распространяется блуд: советы докторов, их неправильные суждения о здоровье человека.

***

Если тебе легко приходят целые рубли, то не удивляйся и не жалей, если и от тебя уходят легко целые же рубли: по приходу как-то всегда бывает и расход. Не стоит приписывать большую цену тому, что легко приходит.

***

Если Бог судит быть протоиереем – позаботиться о том, чтобы на театрах и в цирках не было соблазнительных картин и зрелищ, особенно богов и богинь языческой мифологии; по сношению с гражданскою властию воспретить на праздники и в самые праздники театры или, по крайней мере, сильнее говорить об них в церкви. Вообще, крепче озаботиться о нравственности народной. Помоги, Боже! Закрывать во время службы в воскресные дни питейные домы, лавки, воспрещать работы, чтобы святились дни Господни.

***

Лютеране – антибиблеисты: священства не имеют, которое ясно установил Сам Христос. Кроме того, надо припомнить, что сделал Господь с Дафаном и Авироном, восставшими на священство и дерзнувшими сравнивать с ним себя и всего Израиля!

***

Виды убийства, кроме обыкновенного убийства:

1) когда матери принимают разные детоубийственные составы, чтобы умертвить зародившегося младенца;

2) когда младенца, уже рожденного и крещенного, поят какими-нибудь убийственными составами, чтобы избавиться от забот и беспокойств и издержек; хотя храняй младенцы Господь и отнимает смертельность у пития, даваемого младенцу, но матери должны считаться убийцами, как совершившие уже убийство в намерении. Маловерные, отчаянные матери не надеются на Господа, Кормителя всех! 3) Когда не берегутся матери, имея в утробе младенцев; 4) когда рожденных отдают в воспитательный дом и отказываются от них навсегда или подкидывают их к чужим домам; 5) когда просто чем-либо убивают их.

Соблазны: 1) когда мужчины или женщины возрастные соблазняют молодых девиц и отроков или юношей к беззаконному соединению. Горе тому, через кого соблазны приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов…; 2) когда соблазняют к отступлению от веры православной в неправое исповедание или в раскол; 3) когда соблазняют к нарушению присяги или клятвы, к пренебрежению долгом христианским, например, исповедью, причащением или хождением к службе в праздничные дни, к пренебрежению общественною службою.

Пятая заповедь. Многие родители страдают от непочтения, оскорблений, бешенства и злобы своих детей. Вразумить.

***

У профессора Костомарова мать – простая баба, и он почтительнейший сын.

Продолжение следует

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: