«А что вы хотите этим сказать?»

9 февраля 2019 Алексей Плужников

Этот вопрос мы часто слышим, когда публикуем на «Ахилле» «не такой» текст. Например, когда опубликуем текст атеиста, то некоторые начинают возмущаться: мол, скатились, атеизм проповедуют! Или еще в каком-то ключе, какой не удовлетворяет некоторых читателей. И сразу ищется «цель»: что же такого негодяйского задумал «Ахилла», куда, так сказать, повернул кормило своей идейности, чему хочет научить читателя, что пропагандирует.

И никак эти озабоченные нашим курсом не могут понять: мы не хотим что-то сказать — мы хотим показать. Нам, редакции, очень интересен сам процесс движения человеческой мысли, интересны человеческие истории, которые по самой своей сущности имеют тенденцию к изменчивости.

Особенно нам интересны материалы авторов, которые пишут у нас не раз, не два, а уже достаточно долго. Вот, например, был иеромонах, страдал от системы РПЦ и монастыря, в которой был зажат. Потом собрался и ушел. Заинтересовался наукой, психологией, эволюцией и прочим. Стал писать материалы об этом. Разумеется, дилетантские (прости, друг) и полные «веры в науку», как раньше была вера в святых отцов. Теперь святые отцы «разбиты» в пух и прах, а рулит прогресс и генетика. А тут и атеизм подоспел, и «веруны» уже лузеры и фальшивомонетчики.

Ведь интересно? Интересно движение мысли, куда и как движется в своем познании человек. Пройдет год, два, пять, процесс познания будет двигаться дальше, мнения будут меняться, мировоззрение тоже. Очень любопытно будет узнать — куда и как. (Но человек при этом, я уверен, хороший, что раньше был, что сейчас.)

А православные (да и не только — просто верующие) читают, как атеист ехидничает над «верунами», хотя сам не так давно был таким же, и возмущаются, топают ногами, кричат: зачем сюда пустили хулигана?! Зачем вообще «тупым безбожникам» слово давать?! Фу, фу, избави, Боже!

Разве не интересно? Очень интересно наблюдать полемику, когда и для тех, и для других оппоненты — «тупые», дилетанты и «просто пытаются убедить сами себя, цинично отвергая прошлую веру, хватаясь за соломинку».

Интересно наблюдать: есть ли разница между верующими и атеистами в полемике; интересно, почему и для тех, и для других презрение и недружелюбие считается допустимым в общении. Интересно, почему неприязнь переносится с идей и слов, выражаемых оппонентом, на личность самого оппонента. Ради Бога? Ради славы Церкви? Во имя торжества науки и прогресса? Или ради вечной и безапелляционной победы генома?

Забавно. Интересно. Живые люди, с живыми мыслями.

Или вот мы публикуем «наивные» размышления советского историка, который в блокадном Ленинграде (!) в 1942 году подводит итоги своим сорокалетним (!) размышлениям о Христе. И тут некоторые презрительно фыркают: фуу, ниче нового, давно все это известно, еще с XVIII века, тупой атеист, фу, зачем публикуете?!

Очень интересно. Мне вот такому наивному атеисту, сорок лет думающему о Христе, хочется благоговейно поклониться в ноги — он живой человек, думающий, глубокий, настоящий. Он шел не по путям святых отцов и не в соответствии с учебником догматики? Ай-яй, какой негодяй, как он посмел думать сам, протаптывать свою дорожку…

А вот о верующих, которые презрительно фыркают на такого атеиста, тоже появляется у меня мысль, но не буду ее тут приводить, запикаем…

И так во всех наших материалах. Например, в новостях. Крайне любопытно наблюдать, как движется мысль пропагандистов РПЦ, как она стремительно вихляет вслед за изменившейся обстановкой и учением партии. Вчера мы целуемся и «братья» с тем-то, сегодня вчерашний брат шагнул не туда — фууу, он никогда не был нашим братом, мы всегда подозревали, что он негодяй, просто терпели!

Или: ах, Афон — это мудрость, афонские старцы — это ого-го, ах, как они любят Россию, русских и русские деньги (ой, последнее я уже зря сказал вслух…)! Дзынь: однадве новости о том, что Афон уже «не торт» — и все: сразу забылась и мудрость старцев, и вообще завоняло тухлостью со святой горы… Да и вообще: у нас Валаам не хуже, Соловки опять-таки…

Разве не интересно? Очень.

Конечно, многие наши авторы думают иначе, и пишут с иными целями. Хотят донести конкретную идею, хотят ее воплощения, хотят или «разоблачить» старое-плохое-вредное, или внести «конструктив». Нас, «Ахиллу», ругают и за те, и за те материалы. Просят конструктив — и сами же его осмеивают. Хотят, чтобы «Ахилла» устраивал революцию — и сами же обвиняют в «невзоровщине». Хотят чего-то как-то и куда-то, но лучше не надо, но все же на блюдечке с голубой каемочкой. Впрочем, унесите, уже не хочется.

Все точно, как у котов: срочно выпустите меня! Впрочем, уже не надо… Ну ладно, открывай. Закрой. Уйди. Где ты ходишь вообще?! Все, я уже сплю, давай играть.

Идеи, мнения, действия, желания — вещи текучие, неустойчивые, несмотря на кажущуюся «гранитность». По молодости и по горячности и я верил в идеи, в их воплощения, в возможность доказать, донести до аудитории, изменить, исправить, победить. И много текстов подобных писал. Сейчас порой попадается что-то старое, «идейное» (например, из первой книжки «Иллюзии духовной жизни: что мы ищем в вере») — противно читать, какой-то задор неофитский, пылкость, глупость, хотя и в умной форме порой.

И сегодняшние идеи и статьи тоже однажды покажутся нелепыми, смешными, никчемными — наверняка.

Но не устаревают истории. В моей второй книжке «Авва-онлайн» было много именно индивидуальных историй: встреч, ситуаций, анекдотов, записи услышанных разговоров — и вот это никогда не устареет (хотя и я круто изменил свою жизнь). Индивидуальность, человеческая жизнь — вот это интересно, и это то, чем (порой не слишком удачно) мы и пытаемся заниматься на «Ахилле».

Сегодня гулял по лесопарку, снимал короткие видео зимы: тропинки, будылки*, торчащие из сугробов; как ветер стряхивает с ветвей снежную пыль, а солнце искрится сквозь ветви… Как чудесный белый самоед бежит ко мне навстречу и приветственно-вопросительно облаивает. Как синицы и гаички толкутся вокруг кормушки, а дятел почему-то не решается прилететь к салу, хотя он крупнее всех и ему бояться нечего.

А в наушниках звучит ВВС на английском (который я пока понимаю довольно плохо). Но даже с моим уровнем языка я в целом улавливаю рассказываемые истории: о единственном в арабском городе переплетчике древних книг, о музыканте, собирающем народную музыку, о других людях, заботящихся о сохранении культуры, древней архитектуры, деревянного зодчества. И ведущая говорит: «Мы все личности. И мы рассказываем личные истории людей».

И мы тоже рассказываем и показываем, что мы все люди, и между нами общее то, что мы меняемся, а значит живем. А идеи, догмы, учения, мнения, даже вера — ну, мы неоднократно сменим их за жизнь. А если не сменим, то, может, мы уже умерли?..

*Приехав на Урал, я удивился, что тут не все знают привычное волжанину слово «будылка/будыль» — сухие стебли растений.

Фото Ксении Волянской

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: