Алексей Плужников: «Орки мы, россияне, или хоббиты?» Проект «Россия, РПЦ, война»

2 февраля 2023 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Сегодняшний участник — главред «Ахиллы» Алексей Плужников.

«Все наши мысли — синонимы к слову февраль…»

(«Песенка-антиутопия о фашизме», группа «Порнофильмы»)

Как «бывший», я тоже решил поучаствовать в нашем проекте. К тому же 2 февраля исполняется шесть лет «Ахилле», но до сих пор существуют читатели (особенно на нашем канале в Дзене), которые уверены, что Ахилла — это такой анонимный блогер, поэтому то и дело возмущаются, требуют «открыть личико».

Давайте еще раз познакомимся. Светское образование — философское. О моем духовном образовании можно почитать в рассказе «Недоучка из МДС, или Как я получал духовное образование». Автор сотен статей, нескольких бумажных и электронных книг (последние вы можете скачать в библиотеке нашего сайта).

В церковь пришел в 1998 году, в этом, 2023-м, году мог бы «праздновать» аж двадцатилетие служения. (Историю, как я стал священником, читайте в повести «Епархия в лицах» из книги «Где-то в Тьматараканской епархии», она есть в библиотеке на нашем сайте.)

К счастью, «празднования» не случится, потому что мой «канонический статус» можно назвать так: «Добби свободен!» И свободен не потому, что «хозяин дал Добби носок», а потому что Добби решил, что ему просто не нужны хозяева, щелкнул пальцами — и был таков.

Формально мой уход из священства и из РПЦ был связан со страшным «грехом» в их понимании: развод и второй брак (моя нынешняя жена — соредактор «Ахиллы», журналист Ксения Волянская). Я сам попросил снять с меня сан, и с лета 2015 года мы официально развелись и с РПЦ.

Но если бы этого не случилось тогда, это обязательно произошло бы чуть позже. Понтификат Кирилла, Пусси Райот и «стояние за веру», «крымнаш», бюрократизация и милитаризация РПЦ, выдавливание всех свободных спикеров внутри церкви — я быстро понял, что делать в этой структуре, ставшей пропагандистским придатком государственной машины, нечего.

И если бы я каким-то чудом удержался в сане до 24 февраля 2022 года, то в первой же проповеди я бы сказал «Нет войне!», анаксиос патриарху и анафему Путину. После этого РПЦ сама выставила бы меня за дверь на следующий день.

Насчет «религиозной самоидентификации» — с каждым годом после ухода из РПЦ я все больше прихожу к позиции, что наличие Бога весьма вероятно, хотя вряд ли он похож на библейского персонажа. Если он и создал этот мир, то после создания оставил его (мир, вселенную) развиваться по своим законам, а сам Бог ушел спать или занят новыми, более интересными проектами в параллельных мирах или «на небесах». Это, кстати, и мой ответ на вопрос «на чьей стороне Бог во время войны» — история человечества, если не полагаться на религиозные сказки из разных «писаний», показывает, что Богу нет ровным счетом никакого дела, сколько миллионов землян поубивает друг друга в очередной раз.

Так что я больше не член РПЦ, не православный и не христианин. Не христианин — не в смысле «отрекаюсь от», а просто констатация факта. Но и не горячий атеист, каким я был в молодости, — больше не вижу ни малейшего смысла кому-либо что-либо доказывать или спорить, от наших споров Бог ни появится, ни исчезнет, только мы себе нервы и жизнь попортим.

(Подробнее о моей «самоидентификации» можно прочитать в статье «Почему я (не)верю».)

Пришел я в церковь в конце девяностых и, разумеется, в неофитском задоре не видел ее реальной жизни. Воспитывался в основном на книгах, тогда не то что интернета, а и компьютера под рукой не было.

Тогда понятия Церковь, православие и РПЦ для меня сливались. К протестантам ходил — не понравилось, другие конфессии не попадались.

С каждым годом, вплоть до хиротонии в 2003 году, я все больше сталкивался с приходским бытом и попами — именно попами, а не священниками. Но тогда я очень хотел сам стать священником, хорошим и правильным, разумеется. Верил, что вот прям мне это Богом уготовано, а то, что хапуги и любители власти среди клира попадаются, так это не сущность такая у РПЦ, а отдельные недостатки.

Но после хиротонии, попав в епархиальную среду по самую скуфейку, я быстро подрастерял веру в бородатых единорогов.

Мое церковное взросление проходило в эпоху патриарха Алексия II, и я помню, как скорбел, когда сообщили о его кончине. Казалось, что мирное доброе время (с некоторыми недостатками, типа цен на требы, крещений без оглашений, младостарчества или сект при монастырях) в РПЦ закончилось.

Закончилась же на самом деле эпоха недостаточной осведомленности, и началось время свободного и грустного интернет-познания (первый тяжелый удар по идеалам — грязная пиар-кампания диакона Андрея Кураева по продвижению в патриархи Гундяева). Ну а то, во что РПЦ превращалась год за годом — об этом читайте «Ахиллу» со дня его основания.

В 2022 году РПЦ превратилась в РПZ — фашистскую религиозную организацию на подтанцовке у фашистского государства. Закономерный итог? — Возможно, хотя до сих пор не верится, что можно настолько стремительно оскотиниться и из скучных и предсказуемых попов и архипопов, больше всего на свете любящих деньги и почет, как было веками, превратиться в проповедников «священной войны» и благословителей убийц. Страшно.

И вот тут переходим к самому непростому вопросу: «Церковь ли РПЦ».

Для ответа нужно сначала решить, что такое Церковь/церковь вообще. Если это «митрополитбюро», то есть совокупность «правильно» рукоположенных «наследников апостолов», более всего на свете верующих в догмат «где епископ — там и церковь», «кому Бог дал должность — на том и благодать», а также за аксиому принимающих тезис «всякая власть — бог, а мы ее подпевалы, лишь бы в деньгах и имуществе нас не ущемляли, а кто против — тот досаждает епископу и вот тебе на это канон и анафему», то да, РПЦ — самая что ни на есть «каноническая» церковь. Вот только христова ли?..

Ведь с этим подходом и Каиафа с Анной и прочим синедрионом — самая правильная церковь, принявшая правильное «соборное» решение: казнить Христа во имя единства церкви и народа и чтобы с властью не было проблем. Какие к ним претензии?

И апостолу Иуде, дураку, надо было не вешаться, а нарукополагать «правильных» последователей и основать свою поместную каноническую церковь (хотя, может, так и вышло, судя по результату?).

На мой взгляд, главная беда всего вселенского православия, а русского в отдельности, в том, что они пошли по пути ортодоксии, а не ортопраксии.

Для «ортодоксов» главное — вселенские соборы, догматы, каноны, «святые отцы», Предание, епископат, а самый страшный грех — ересь. Вот думать неправильно о Боге — это катастрофа (помните байку про старца, который смиренно соглашался, что он убийца, блудник, вор и прочее, но вскинулся: я не еретик!), главное — признавай, «верь» (достаточно же просто декларировать свою «веру») в правильные догмы, и тогда можешь и царей-убийц воспевать, и рабство с войной одобрять и человечину кушать (лишь бы не в пост), все это допустимо — не ересь же, а предания отеческие.

Но мне ближе идея Спиридона Кислякова, который христианством считал ежедневную жизнь по Нагорной проповеди. И тут ответ, почему я не христианин — ну понял я, что не хочу и не могу жить так — это возвышенно, красиво, благородно даже, но не мое, извините. Уважаю, допустим, альпинистов, но у меня другие возможности и планы на жизнь.

И вот кто живет по Христу и Его слову — тот и христианин, тот и к Церкви принадлежит, к вселенскому, всечеловеческому Телу Христову. Не тот, кто крещен, помазан и в церкви отстоял ради причащения, а тот, кто на деле, как у Лескова, «за полу Христа держится», пусть и по названию язычник или атеист.

Впрочем, уточню, что лично для меня это все нынче теоретические рассуждения, которые я никому не навязываю. Мне больше не близко понятие Церкви, я не хочу к ней принадлежать и за нее отвечать. Я чувствую себя частью человечества и природы, это мне понятно, близко и дает совершенно другой настрой и ума, и действия.

А принадлежат ли к Церкви архиереи, иереи и миряне РПЦ — тут каждый пускай сам решает (и возможно, каждый будет прав со своей точки зрения). По первым уже опубликованным текстам нашего проекта видно, что действующие клирики РПЦ безусловно считают ее Церковью, не могут же они самих себя считать вне Церкви, это и нелогично, и невыносимо.

А кто с РПЦ, а то и с саном и даже с верой распрощался, те гораздо свободнее в своих оценках и не стесняются сказать, что РПЦ как административная структура патриархии не только не Церковь, но и антицерковь, хотя отдельные клирики и верующие все-таки, вероятно, умудряются оставаться членами Христовой Церкви.

Что я ждал от клира РПЦ.

Ну, от архиереев я многого не ждал, зная их монолитную «сыновью» покорность патриарху Кириллу, но они переплюнули сами себя. Ни один не выступил против войны, против агрессии, ни один не осудил действия Путина, поголовно, все Zа. Так что «где епископ — там и церковь». Достаточно послушать Гундяева, Шевкунова, Волочкова, Творогова, Баданина или Горбачева, чтобы подобрать челюсть с пола и стать атеистом, изблевав навеки из себя остатки «духовно-нравственных ценностей и скреп», которые проповедуют эти митроносные военные преступники.

Рядовые клирики конечно разные. Я надеялся все-таки, что смелых среди стольких-то тысяч будет больше, но… Попы были в своей массе покорными и забитыми во все времена, и по-человечески понятно и простительно: смелость и публичность неминуемо ведут к запрету служения, лишению сана, а большинство попов многодетны и ничего не знают, не умеют и не хотят уметь, кроме как служить да требничать. Поэтому молчат. Но ладно бы только молчали: много тех, кто проповедует «священную войну», одобряет Zло и рвет на себе патриотическую тельняшку под рясой.

Есть, хоть и очень мало, и герои. Например, отец Иоанн Бурдин — таких считанные единицы, которые смеют идти против системы, открыто проповедовать Христа и мир. Если такие люди в РПЦ есть (правда, и Бурдин вынужден был уйти за штат), то, может, это именно они и есть настоящая Церковь?

Есть партизаны и саботажники с фигой в кармане, которые отказываются пропагандировать то, что им велят, не читают молитву «о святой Руси» или о здравии Путина, не желают победы российским войскам, не благословляют «героев» на «защиту родины», кто частным образом или даже с амвона еще пытаются говорить о мире и о том, что война — это зло, а агрессивная война — преступление.

Есть и те, кого выдавили из клира из-за позиции по войне, есть те, кто ушел сам, не стал громко хлопать дверью, причиной ухода за штат назвав здоровье, но на самом деле не выдержав пребывания в РПZ. Кто-то уехал из России.

Оставшимся клирикам хорошо бы решить, кто они: жрецы или пастыри. Если жрец (и в этом нет ничего предосудительного, кто-то сантехником работает, кто-то шаманом, а кто-то жрецом), то тогда все нормально: приноси жертвы, исполняй ритуалы, а душой и умом будь где и с кем угодно — но только не учи других. Не изображай из себя духовного руководителя, не обманывай прихожан, будто ты пример христианской совести. Да, скажи, я жрец, служитель кадила и кропила, и семью кормить мне надо, на этом все, а за спасением души — не ко мне.

А вот если ты называешь себя пастырем и христовым слугой — тогда и поступай соответствующе. А как — пусть тебе совесть подскажет, а не каноны и указы архиерея.

А то наши священники, любящие, чтобы их величали «отцами», порой похожи на пожарных, которые говорят: не, я в огонь не полезу, я на это не подписывался!

Если не подписывался, брат, — ну так отпишись, и живи с чистой совестью.

Насчет судьбы РПЦ после войны я не беспокоюсь: никуда она не денется. Если вдруг путинизм падет и наступит «либерализация», то и все те же Гундяев, Шевкунов, Ткачев, Легойда и прочие кипшидзе переобуются, будут уверять, что всегда были за мир и против деспотии, за демократию и дружбу с западом, и продолжат сладко улыбаться в эфире, заседать всюду и получать награды. И все потечет своим чередом.

Только перестанут в храмы ходить те, у кого память покрепче, но таких будут единицы, отряд не заметит потери бойца, акафист Навальному споет до конца. До тех пор, пока обществу будут нужны жрецы, совершающие крещение, венчание и отпевание, пока есть свечечки да записочки, до тех пор РПЦ будет на своем месте и процветать.

24 февраля и мои чувства.

Тут не буду оригинален. В феврале накануне страшной даты мы жили в недоумении и страхе, но до самого последнего не верилось, что такое безумие возможно. Ну учения какие-то, политические игры, ну пугают, мало ли говорят, не с ума же все сошли… 24 февраля навсегда разделило жизнь на до и после. Уничтожило радость, надежды, разрушило жизнь, сон, здоровье.

Будто ты жил в путинской автократии, как-то еще существовал, вроде и терпимо, хоть и противно, какие-то планы, перспективы, а тут проснулся одним февральским утром — и ты уже житель карикатурной смеси нацистской Германии, совка и дурдома и на тебе тяжкий груз вины, стыда и ужаса, и ты уже как-то стал сопричастен (по месту жительства, по гражданству, по национальности) убийцам. Это было невыносимо, несправедливо, это таковым остается и сейчас.

По городу невозможно передвигаться: весь общественный транспорт, метро, даже машины коммунальных служб, включая «говновозки», — все облеплены Z, повсюду вдоль дорог — баннеры с «героями» и реклама «оркестра» ЧВК «Вагнер»…

Стараешься свести любое общение с людьми до минимума, как в реале, так и в интернете: а вдруг и этот человек Zа…

Спасение — самые близкие, любимые люди, а еще собака, природа, книги. Кое-кто из близких и любимых у меня — в Киеве. Единственном заграничном городе, куда я выезжал за всю жизнь. Каждый день я мысленно обнимаю их, а с ними и всех страдающих и борющихся украинцев, в надежде, что это безумие закончится.

Кстати, часть моих предков — из Украины. Поэтому нет нужды подробно говорить о своем отношении к войне — весь год на «Ахилле» об этом только и говорится.

К счастью, самые близкие люди единомысленны со мной. К сожалению, за год выяснилось, что и среди прежних авторов «Ахиллы», и среди френдов в соцсетях нашлись те, кто Zа — со всеми пришлось расстаться.

По поводу состояния российского государства — я простой обыватель, всю жизнь избегавший интересоваться политикой, поэтому ограничусь образами.

Российское государство в последний год напоминает мне смесь картин Здислава Бексински и Васи Ложкина. Беспробудное отчаяние, страх, сумасшествие, — и приплясывающие клоуны и котики с кровавыми топорами в лапах, кричащие бодрые пионерские лозунги из СССР-2.0.

Еще наше государство напоминает клоуна Пеннивайза из романа Стивена Кинга «Оно» — безличное, ползущее из канализации Zло под меняющейся личиной шута, питающееся нашими страхами. При этом зло реальное, хватающее своими зубами русских мальчиков и девочек и сажающее их в клетки автозаков, в тюрьмы просто за их светлые лица, за то, что эти дети сами по себе — противоположность зла.

Наше государство — это «страна, в которой фашизм победил» (цитата из песни группы «Порнофильмы»). Фашизм путиных, медведевых, пригожиных, гундяевых, фашизм кувалды и кадила, наемников-уголовников, соловьевых-симоньян и проч.

Это государство «наше», потому что оно, как паучиха Шелоб, держит нас своими когтями, впрыскивает в нас яд, высасывает кровь и жизнь, оно — наш мучитель.

Но я отказываюсь признавать его своим. Не желаю быть ответственным ни за Путина, ни за государство Российская Федерация, ни за россиян, ни за русских — хочу быть просто человеком, жителем планеты Земля, братом любому землянину, хочу свободно перемещаться по планете, жить где хочу и заниматься чем хочу. Мечты, мечты…

Разумеется, все это безумие подготавливалось годами, капля за каплей. Все эти «можем повторить», культ победобесия, «бессмертные полки», «георгиевские» ленточки, юнармии, «вежливые люди», храм вооруженных сил, «духовно-патриотические» военные клубы при храмах — и проч. и проч. И к охапке хвороста в нужный момент поднесли единственно правильную спичку: сказали слово «нацизм» — и все, триггернуло, взорвалось и остатки здравомыслия отключились. Вставай, страна огромная, думать больше не надо, есть «тот, кто все за нас» решил — все для фронта, все для победы, враг не пройдет, зачем мир, если в нем не будет России, мы в рай, а вы просто сдохнете…

Насчет состояния российского общества — тут наконец объясню, к чему в названии отсылки к Толкину.

Ни для кого не секрет, что основное наименование со стороны украинцев в адрес как российских войск, так и нередко в адрес вообще всех россиян — это «орки». А Россия соответственно Мордор. Да и сами мы так порой себя изображаем, достаточно вспомнить песню и ролик «Гойда, орки».

Есть в это правда, не вся, но есть и заслуженная. Но давайте вспомним одну из теорий происхождения орков. Считается, что создателем орков был Мелькор в седые первые времена, а создал он их из… захваченных эльфов, искалечив тех черной магией, изменив их сущность.

Не сами орки, бывшие эльфы, выбрали быть орками, понимаете. Орки были созданы темной силой, чтобы быть ее послушными рабами.

Если человека с рождения поместить в среду тюремную или в солдатчину, где он не будет видеть ничего кроме насилия, дедовщины, побоев, зла, ненависти и муштры, где ради выживания среди волков надо выть, грызть по-волчьи или умереть — какой шанс у таковых стать не орком, а эльфом?

После падения Саурона, после снятия заклятия Ока — что стало с орками? Озаботились ли владыки Гондора или маги вроде Митрандира судьбой разбежавшихся орков? Научили ли их добру, дали ли им орудия труда, научили ли пахать, сеять, растить детей, научили ли культуре, поэзии, творчеству? Или просто не заморачивались и уничтожали остатки «падали», потому что те «безнадежны»?

Кто истинные носители зла — орки, гоблины (солдаты, наемники ЧВК) или Саурон, назгулы и Саруман (Путин, медведевы-пригожины-шойгу да Гундяев)?

Но на самом деле практически все мы — русские, украинцы, любой другой человек на земле — потенциальные хоббиты. Просто хоббиты, попавшие в разные обстоятельства. Во время мирной жизни хоббиты трудятся, растят детей, курят трубочку и устраивают праздники. Но в грозные времена, когда надо выйти за пределы Шира ради спасения его самого, среди них могут найтись Фродо, Сэм, Пиппин и Мерри, которые пойдут, преодолевая страх, совершать подвиги.

Но кто-то из хоббитов, как Смеагол, мог случайно найти кольцо Всевластия и стать его рабом, превратиться в Голлума… А вот Бильбо не подчинился власти кольца.

Да, согласен, некоторые сознательно (чаще не сознательно, а по тупости) выбирают путь назгула, сарумана, орка или голлума, но я не верю в предрасположенность какой-либо нации быть рабами, или наоборот — героями, быть злодеями или добряками, цивилизованными европейцами или варварами-гуннами. Просто каждый человек рождается в определенном месте в определенное время в определенных обстоятельствах, и часто он не способен изменить эти переменные, человекохоббит просто вынужден приспосабливаться, чтобы выжить.

Наверное, в этом литературном ответвлении можно услышать и один из моих не то чтобы призывов — просьбу, даже мольбу к украинцам: не считайте всех россиян орками поголовно… Это эмоционально понятно, не это не на сто процентов так, даже не на пятьдесят.

Вот есть у нас, например, в YouTube «дед Архимед» — вы посмотрите и послушайте его стихи и песни за последний год (да и не только последний). Вот Хоббит с большой буквы. Русский. Россиянин. Человек.

Насчет выезда из России.

Покинуть «родину» навсегда я хочу давно. Мне тяжело жить в стране, где гопничество, пренебрежение к природе, личному пространству, тишине, чистоте, не говоря уже о пренебрежении к демократии и правопорядку, превалируют. В последний год это желание усилилось многократно по понятным причинам. К сожалению, есть пока обстоятельства, не позволяющие это сделать. Но обстоятельства могут измениться, причем внезапно.

Надежд на «светлое будущее» России, зная ее темное прошлое и черное безумное настоящее, у меня нет. По крайней мере, при моей жизни это не светит, а вот хуже быть может. Поэтому всем молодым, здоровым и неглупым мой совет — ищите себя в другом месте, мир большой, и вы там нужнее, чем тут. Жизнь у каждого одна, нельзя ее разменивать на служение идолам и идеологиям. Родина там, где вам хорошо, а не наоборот. Впрочем, героев и идеалистов, которые хотят оставаться, чтобы строить будущую демократическую Россию, я тоже уважаю, это их выбор.

Украинцам желаю конечно же победы, но победы не ценой уничтожения наибольшего количества «орков», а иным путем, может быть, чудом — падением режима Путина, Божьим вмешательством или как-то еще. А после — мира, справедливости, наказания военных преступников, восстановления порушенного, вхождения в европейский мир, благоденствия и покоя.

Россиянам рекомендую перечитать историю Кольца или трилогию пересмотреть, а также вспомнить, что дети победили Пеннивайза только тогда, когда смогли победить страх в самих себе.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: