«Апокалипсис. Вот что ожидает и это государство, и его церковь». Проект «Россия, РПЦ, война»

13 февраля 2023 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Сегодняшний участник — анонимный заштатный священник.

В клире РПЦ с 1993 года. С 2017-го — за штатом.

Меня «ушли» из-за связей со священником Георгием Кочетковым и совершения богослужения на русском языке. Бдительные прихожане из прихода благочинного не на шутку озаботились чистотой православия в приходе, где я был настоятелем.

Если вы ушли до 24 февраля 2022 г. — как вы думаете, остались бы вы в РПЦ после этого числа, если бы продолжали быть клириком?

Думаю, вряд ли мне бы это удалось. Я, конечно, никогда старался не лезть на рожон. Умел поддакивать начальству на собраниях епархии и благочиния, но тогда эти поддакивания касались, большей частью, различных бессмысленных мероприятий, отчетов в епархию и всякого рода благочестивой говорильни. Поддакивать всему этому было неприятно, но возможно. Такой ценой я «покупал» себе возможность делать на приходе то, что считал нужным: в проповеди, в совершении богослужения и в пастырской практике.

После же 24.02.22 мне пришлось бы открыто, напрямую поддерживать войну. И не только поддерживать, но и активно агитировать за нее. Не думаю, что получилось бы отсидеться даже на сельском приходе. Но и если бы удалось отсидеться, не уверен, что чувство омерзения, связанное с принадлежностью к организации, именем Бога и Христа «освящающей» жутчайшие преступления и пропагандирующей откровенную ложь, позволило бы мне остаться.

В то же время заявить о своей позиции открыто я бы не смог, не хватило бы смелости (разве что с порога самолета, навсегда уносящего меня из РФ). Скорее всего, ушел бы без объяснения причин или «по состоянию здоровья».

Как вы сравните РПЦ (Церковь) времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно, когда стали клириком и в последний год? Что-то изменилось и как?

Я пришел в РПЦ в 1988-89 гг. Конечно, в то время я был подростком и очень молодым человеком. Подростковое и юношеское восприятие — не мое сегодняшнее. По определению, я не могу объективно сравнить РПЦ тех лет и РПЦ сегодняшнего дня, ведь в первую очередь я изменился за это время сам.

И все же, постараюсь ответить.

Думаю, РПЦ 90-х и РПЦ 2022-23 гг. — это действительно одна церковь. Духовно это одна организация. Все то, что мы видим сейчас, было в РПЦ уже в начале 90-х (как минимум). Сейчас оно только получило возможность, наконец-то, выйти на поверхность, заявить о себе urbi at orbi и действовать.

Все идеи русского мира, проповедуемые сейчас z-проповедниками РПЦ, были в РПЦ уже тогда и имели своих многочисленных приверженцев. Я как священник сам являюсь тому свидетельством, ибо в течение почти двух десятков лет проповедовал их с амвона и в личных беседах. (И единомышленников среди духовенства у меня было очень много, начиная с моего благочинного.)

Я ненавидел Украину и украинцев, считал эту страну, ее народ и язык не существующими («т.н. украинцы — это такие русские, забывшие, что они русские или оболваненные антироссийской пропагандой»).

Кстати, в личном общении в те годы с протоиереем Андреем Ткачевым мы прекрасно поняли друг друга: «Самый лучший х*хол хуже самого плохого русского» — вот к чему мы с ним пришли в пору его служения во Львове.

Все эти шовинистические взгляды, вера в Москву-Третий Рим, в русский народ-богоносец и его великую православно-имперскую миссию гнездились во множестве приходов и монастырей, как в самой РПЦ, так и в УПЦ (МП). Все эти годы в РПЦ произносились более или менее откровенные проповеди, содержащие данную идеологию, а также издавалась и/или продавалась соответствующая литература, и это не только маргинальные газетки и брошюрки.

Еще до распространения интернета на постсоветском пространстве приобрести книги православно-имперско-нацистского содержания можно было почти в любом православном книжном магазине (за очень редкими исключениями), и не только в провинции, но и Москве, и в Петербурге.

Так что принципиально в РПЦ не изменилось ничего, если говорить об этой религиозной организации в контексте войны в Украине.

Есть изменения в том, что после прихода к власти нынешнего патриарха в отношении рядового духовенства и малых приходов значительно усилился контроль, есть изменения в отношении к богослужению, к практике причастия, но это уже о другом…

Пожалуй, можно сказать еще о том, что сближение с государственной властью и ее структурами усиленно продолжалось все эти годы. В первые годы патриаршества Кирилла оно явно усилилось и закончилось практически слиянием. Похоже, что официальная церковная власть очень испугалась неожиданной свободы от государства, которую она почти получила в 1991 г. Ну, а потом и светская власть передумала расставаться с РПЦ. Конечно, ведь она могла ей еще пригодиться… И пригодилась.

Вопрос, который волнует многих: РПЦ после 24 февраля — все еще Церковь или нет?

Церковь, о которой говорил Иисус, в моем понимании не более и не менее, чем круг друзей, любящих друг друга и неравнодушных к событию Христа. Церковь же как организация может где-то и в чем-то совпадать с этой Церковью, а может и не совпадать ни в чем. В общем, Церковь и церковная организация — это весьма разные реальности, напрямую никак не привязанные друг к другу, хотя, по понятным причинам, официальные представители религиозной организации (в данном случае любой) всегда категорически утверждают иное.

Является ли РПЦ Церковью Христовой, Его Невестой, Его Телом, Церковью Духа? Конечно, нет. Никогда ею не являлась, да и не может быть таковой.

Есть ли элементы Церкви Христа, ее отдельные родники, духовные оазисы в этой организации? Несомненно, есть и всегда были.

После 24.02 их стало гораздо, осмелюсь сказать, на порядок меньше.

Но в целом иссякновение РПЦ — это процесс, продолжающийся все послеперестроечные годы. Как я уже сказал, РПЦ отказалась от свободы после 91-го года. И вместе с государственной властью отказалась от покаяния за свое советское прошлое.

Если в светском обществе шли все же некие перестроечные процессы, то в РПЦ они и не начинались. Ей было желательно выставлять себя только мученицей или исповедницей, пострадавшей от безбожного режима, а за попытку поднять вопрос об архивах КГБ, связанных с РПЦ, о. Глеб Якунин был предан ни много ни мало анафеме…

Так как РПЦ напрочь привязала себя к государственной власти РФ, она неминуемо должна будет разделить ее судьбу.

Агония российского левиафана, в бешенстве которой он пытается утащить за собой в преисподнюю все, до чего может дотянуться (а желательно и весь мир), есть и агония РПЦ. Несмотря на видимую мощь, она, как и Россия, доживает свои последние дни. Как и РФ, РПЦ — колосс на глиняных ногах.

Апокалипсис. Вот что ожидает и это государство, и его церковь. Только не тот несостоявшийся, выдуманный апокалипсис, в который положено верить христианам, а тот, что замечательно показал в своем одноименном фильме Мел Гибсон. И причины его будут (они уже есть!) ровно те же.

Что вы ждали от клириков РПЦ после 24 февраля? Что вы ждали от себя и что вы сделали с 24 февраля и до сего дня?

Клирики РПЦ после 24.02 меня ничем не удивили, совершенно. Никто, ни один из них. Иного я и не ждал. Да, между прочим. Уверен, что если бы, вдруг, гипотетически, завтра ВСУ взяли Москву, примерно так, как войска союзников взяли в 1945 г. Берлин, абсолютное большинство сегодняшних православных z-клириков завтра приветствовали бы ВСУ. Горячо, искренне, от души! И, представьте себе, меня бы это тоже нисколько не удивило.

Где был Бог 24 февраля и после? А может, и раньше?

Там же, где и всегда. Бог — не актор истории. Мир и человек не детерминированы никаким Богом.

Ваши чувства, эмоции 24 февраля 2022 и в течение года? Ваше отношение к войне?

В первые дни был совершенно выбит из седла. Никогда не испытывал такого разрушенного состояния. Не ожидал, что меня что-то может мгновенно так сильно разломать на мелкие кусочки. Долго и усиленно собирал себя. Постепенно вернулся к жизни. Смог, как это ни страшно звучит, жить своей жизнью, почти так же, как и жил до войны. Второе потрясение и выпадение из жизни случилось после Бучи. Третье, когда была объявлена мобилизация.

Насчет моего отношения к войне, думаю, и так уже все понятно из вышесказанного. Кратко — у нее нет никакого, ни малейшего оправдания!

Я всецело на стороне Украины.

Я против мирных переговоров. Только полная капитуляция агрессора.

Я мечтаю, верю и даже уверен в конечном, абсолютном поражении России и в ее исчезновении с политической карты планеты. И этот результат, по моему мнению, будет действием Святого Духа, соответствующим законам исторического развития цивилизаций.

Ваши близкие, семья на чьей стороне в войне?

Все мои близкие, кроме одного человека, на стороне Украины.

Как вы оцениваете состояние российского государства и общества за прошедший год? Все случилось внезапно или подготавливалось годы, если последнее — в чем это проявлялось.

Нынешнее состояние российского общества — это результат всей истории Московской Руси. А в особенности ее советского периода. Россия всегда развивалась уродливо, извращенно. Все ценное в ее культуре, истории, в религиозной и политической жизни, прорастало через асфальт, становилось возможным, скорее, как некое чудо, вопреки системе, наперекор «норме» российской действительности. В годы же большевизма и то живое, что было в российском обществе, было уничтожено, выкорчевано под корень. И не только живое, но и то, что только подавало какие-то слабые признаки жизни. Россия — это духовно выжженная земля. Что же могло на ней вырасти, кроме Путина и верного ему деградировавшего населения?

Намерены ли вы уехать из России в ближайшее время или после войны?

Уехать — моя горячая мечта. Уехать, чтобы никогда сюда больше не возвращаться.

Какие у вас надежды на ближайшее будущее России и ваше, вашей семьи?

Повторю то, что уже сказал. Надеюсь, что в ближайшем будущем от России останется примерно то же, что осталось от Римской империи, от Византийской, а может быть, и от Ассирийской. Ну, или от государства моего детства — Югославии.

Но я хотел бы, чтобы мои дети и я не жили на любых территориях бывшего СССР. Вне зависимости от того, что ожидает Россию в ближайшем будущем.

Что вы могли бы сказать украинцам, а что — россиянам?

Украинцам: Боритесь — поборете!!!

Россиянам: ………. (молчание).

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: