Бог, в которого хочется верить

12 августа 2020 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.

***

Человеку сложно воспринимать Новый Завет, потому что нравственная высота Нового Завета и образа Божьего представляется ему абсурдной, не от мира сего. Как может управлять людьми «кроткий и смиренный сердцем» Бог? Что это за власть Господня, которая «тростинки надломленной не преломит, и льна тлеющего не угасит»? И что это за сила Божия, которая только в «немощи человеческой и способна вершиться»? Возникает ощущение некоего лукавства в евангельском образе Бога.

А дело в том, что в задачи домостроительства Божьего и не входит владычество над людьми по образу и подобию власти человеческой. Много ли мира, порядка и социальной гармонии принесли власти человеческие? Власти человеческие лишь предотвращают превращение нашего мира в ад, где в условиях безвластия безраздельно правило бы насилие, право силы. Потому-то главной функцией государства и является монополизация права силы. Вот и Господь со всем своим могуществом не способен привести к счастью сообщество людей злых, жадных, беспринципных, лицемерных, самолюбивых, подленьких, жестоких, эгоистичных, бездушных…

А сообществу людей добрых, совестливых, честных, терпеливых, великодушных, скромных и власть никакая не нужна, они и так прекрасно поладят. Вот таким сообществом Господь и намеревается руководить, а вовсе не сообществом фанатиков-обрядоверов, как думают некоторые. Праведность человеческая — качество сугубо функциональное, утилитарное, а не какой-то там каприз Господень. Бог вообще очень рационален, просто мы плохо понимаем логику Его домостроительства, оттого и родятся благочестивые, но нелепые суждения типа «верую, ибо абсурдно».

Предметная полнота евангельского кодекса, как универсального закона гармонии мира, а равно и христианского Бога, который этот закон воплощает, ставит христианство отдельно от прочих верований. И никакое иное небесное могущество, и никакая иная мистическая премудрость не способны привести человека к гармонии с миром в обход нравственного (евангельского) закона.

Если Господь действительно есть Любовь, то только тогда у человека появляются основания полагать, что в основании бытия заложена совершенная гармония. И все мы движемся к ней, пусть криво и медленно, тяжело и неосознанно, падаем и выбираемся из ям, не все видим и не все понимаем в путях Господних, не понимаем даже того, что у нас под ногами и перед носом, чего уж там о дальних и горних перспективах бытия говорить…

Если же Господь не является совершенным воплощением нравственного закона, то тогда исчезает всякая надежда на возможность устроения мира по законам братства, любви, согласия, справедливости и свободы.

И если новозаветный образ Бога странен в соседстве со своим жутковатым языческим образом из Ветхого Завета, то это вина нравственно не очень здоровых и не очень мудрых человеков, взявшихся судить о Его воле слишком самонадеянно.

Если образ Божий не тянет в глазах человека на безусловное доверие, почтительность и уважение, то это лишь оттого, что мы не все о Нем и его путях знаем. Да, такой образ Бога это в значительной степени предмет веры, но это единственно приемлемый и достойный образ для веры.

Если Бог не является нравственным абсолютом, то тогда основанием для авторитета Бога будет являться только Его право силы. Но право силы — это в буквальном смысле ничто в сравнении с моральным авторитетом. Исповедующие господство Бога поклоняются человекообразной силе в надежде польстить ей своим раболепием, и тем самым добиться ее благосклонности, тогда как евангельский авторитет Бога утверждается Его самоотверженностью, великодушием, смирением и добротой. Вот и от нас Господь ждет того же, и ничего более.

P.S. Смирение и кротость никак не влияют на возможность и способность творить галактики оптом (скоплениями).

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: