Борьба за «чистоту рядов» или за подлинное церковное единство?

22 февраля 2021 Ольга Карнаух

Новый автор продолжает дискуссию на тему «духовного единства» насильника и жертвы. Напоминаем, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Тема церковного единства, заявленная в обсуждении, была важна и актуальна, пожалуй, во все времена, из вопроса единства внутри Церкви вытекает, собственно, само определение Церкви. В этом контексте как нельзя более уместно звучат рассуждения игумена Петра (Мещеринова). Нельзя не согласиться, что объединяет церковный народ, в первую очередь, вера во Христа, стремление жить по Его заповедям. Все попытки построить единство вокруг традиций, священноначалия и, даже, вокруг таинств вообще и Евхаристии в частности не приводят к устойчивому положительному результату.

Тем не менее думаю, что сводить церковные таинства к формальному обряду, «запечатлению», «воспоминанию» может быть и приемлемо для кальвинистского теолога Барта, но не приемлемо для православного священника или мирянина. Мы как-то забываем такие понятия, как синергия, Промысел Божий, представляя Церковь то социально-политическим институтом, то идеологической машиной, то сеткой фанатиков, то вообще каким-то клубом по интересам. Почему-то ускользает из сознания тот факт, что Церковь не является ничем из вышеперечисленного, это даже не РПЦ МП — это живой мистический организм, Глава которого Христос. Простите, что приходится говорить прописные истины, но это ключевой момент, как и то, что мы причащаемся истинных Тела и Крови Христа, соединяясь с Божеством. Может ли этот момент никак не отразиться на человеческой душе, может ли не состояться эта встреча? К сожалению, может. Вот только это тайна отношений человека и Бога, и в эту тайну никому не позволено вторгаться.

Вспомним, кого постоянно обличал Христос. Ни убийцы, ни грабители, ни римские захватчики, но книжники и фарисеи — по сути элита своего времени, люди образованные и благочестивые, — стали объектом негодования и критики. Почему же? Почему любой грех, совершенный ближним, Христос называет сучком в его глазу, а осуждение — бревном в своем собственном? Мы ведь на самом деле это прекрасно знаем, только забываем? Как забываем другие слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его…» (Мф.6,33) или еще: «Пойдите научитесь, что значит „милости хочу, а не жертвы“, ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9,13). Если все это вспомнить, как и то, что Церковь — это «врачебница», куда все мы приходим исцелиться от своих страстей, а вовсе не для оценки праведности, правильности, достойности других людей, то, возможно, хотя бы для некоторых поднимаемый вопрос перестанет быть таким «жгучим», а может быть, даже полностью разрешится.

К сожалению, этого не скажешь об авторе обсуждаемого поста. Жгучесть и острота проблемы привели уважаемого Сергея Чапнина к невозможности понять и пережить совместное участие в таинствах с отдельными людьми. Так и вспоминается фраза из известного фильма: «Такая личная неприязнь, слушай, что кушать не могу».

И тут невольно возникает несколько вопросов к неравнодушному публицисту. Во-первых, откуда ему доподлинно известно, кто именно стоит с ним рядом в очереди к Чаше? Если, конечно, он уже не получает откровения свыше, то ведь на лбу ни у кого не написана профессиональная принадлежность, равно как и политические убеждения. Отсюда второй вопрос: а Вы, простите, в храм ходите для молитвы или фантазируете на тему: а не стоит ли рядом со мной злобный офицер Росгвардии, только что покинувший пыточную? Или не менее злобный омоновец, уставший махать дубинкой? Хочется спросить, а уверен ли г. Чапнин, точно ли он знает, что́ происходит в душе того или иного силовика, судьи, полицейского? Правомочны ли действия «молчаливых» гарнизонных священников? Почему считает себя вправе задавать подобные вопросы кому-либо другому, кроме себя самого?

Уважаемый автор высказывает надежду или даже пожелание, что название «православный христианин» не является для его читателей всего лишь лейблом. Полностью разделяю эти его надежды и пожелания в отношении его самого. Очень хотелось бы, чтобы все озвученные им переживания были искренними, хотя, по моему, и несколько надуманными, а не являлись бы все тем же лейблом, прикрывающим вполне себе прозаические интересы. Например, политические, потому как политикой несет за версту.

К чему бы, скажем, все подряд омоновцы и росгвардейцы записаны в насильники и садисты? Почему вместо корректного и адекватного анализа происходящего — сплошная демонизация сил защиты правопорядка? Помнится, в девяностые, когда наши западные «партнеры» вкупе с отечественными либералами дружно работали над развалом страны, так же демонизировалась и оплевывалась армия, насаждалось убеждение в ее ненужности и никчемности.

С другой стороны, все организаторы и участники протестных акций полностью реабилитируются, точнее, идеализируются, потому как никакой критики и даже вопросов в их адрес у Чапнина не наблюдается. Зато бросается в глаза сильнейшая эмоциональная спекуляция: вот они, эти омоновцы, они били по голове дубинками наших детей, они над нашими детьми измывались в автозаках! Что ж Вы так, уважаемый, шьете-то белыми нитками.

Такой же спекуляцией является и воззвание к сугубой «православности» читателей, показателем и критерием каковой предлагается взять неспособность причащаться вместе с «извергами». Действительно ли г. Чапнин воспринимает свои призывы к «охоте на ведьм» как борьбу за «чистоту рядов» и подлинное церковное единство?

В одном трудно не согласиться с нашим публицистом: не нужно никому, да и невозможно такое единство, из которого изгнаны любовь и правда. Потому и не стоит вносить свою лепту в их изгнание.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: