«Чтобы не обидеть», или Как оправдать все что угодно

18 июня 2018 Алексей Плужников

14 июня на РИА-Религия вышла статья Алексея Михеева о святом праведном Иоанне Кронштадтском, посвященная очередной годовщине его канонизации.

Статья эта — стандартный образец того, как пересочиняются и обкладываются драгоценными каменьями биографии конкретных людей, превращая биографии в жития, а людей — в святых.

В статье говорится, что «отец Иоанн был настоящим «потомственным священником» — все его предки по отцовской линии служили Церкви, этой священнической династии как минимум три века». Правда, опускается, для красоты обобщения, что отец его был всего лишь дьячком при храме. Ну, неважно — все равно ведь служил.

Разумеется, про брак Иоанна Ильича упоминается кратко и величаво: «Он вспоминал, как еще студентом духовной академии увидел себя во сне в священнических одеждах в соборе города Кронштадта. А через несколько дней женился на дочери его настоятеля. Детей у них не было: супруги приняли на себя подвиг девства. В одной из редакций жития святого говорится, что «брак о. Иоанна <…> был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов»». После наших публикаций выдержек из многотомных дневников Иоанна, мы отлично знаем, как выглядел этот «подвиг».

Так же, как знаем мы, в чем заключалась его «борьба с пьянством» — да, пьяниц он ревностно обличал. Как следует ежедневно прикладываясь к бутылке самолично.

Разумеется, пересказываются его подвиги заботы о нищих, как он все им раздавал, вплоть до сапогов и «всего жалования». Странно, на что тогда жили его многочисленные родственники, которые страшно бесили Иоанна Ильича тем, что обжирали и оппивали его ежедневно?..

Ну, то, что в тексте Иоанн назван почему-то «святителем», можно списать на опечатку. Как и то, что великомученик Пантелеимон назван «священномучеником». Наверно.

Прекрасна концовка: «От миллионных пожертвований у него не осталось ни копейки — все раздал бедным». Здесь по ссылке можно посмотреть подборку об имуществе, оставшемся после пастыря-бессребреника, сделанную известным блогером Калаказо (иеромонахом Валентином Соломахой). Можно посчитать количество сапог, галстухов и прочего имущества в стиле «ни копейки».

Но самое интересное в статье — это комментарии о великом подвижнике, которые дал священник Александр Курсаков, клирик храма вмч. Пантелеимона города Орска Оренбургской области:

«…Почему мы реабилитируем от алкогольной зависимости, а от греховных источников удовольствия — нет? Отец Иоанн всю жизнь на это положил. Он показывал людям, что есть вещи, которые гораздо важнее и ценнее, чем приобретение имущества.

…Иоанну Кронштадтскому часто ставили в вину дорогую одежду, а он носил ее, чтобы только не обижать дарителей.

…Его не Церковь сделала каким-то особенным, а он пришел в нее таким и сделал Церковь лучше. Это образец того, как отдаться людям и получить за это все. Ты можешь ходить в дорогих одеждах, ездить на шикарных лошадях — люди будут видеть искренность твоей заботы, желания помогать и воздадут сторицей. Он показал, как, ничего не стяжав для себя лично, иметь все и все это постоянно отдавать».

Опустим как несущественное, что одежду ему только «дарили» — из дневников прекрасно известно, что он постоянно был озабочен пошивом себе новых ряс, подрясников, новых митр и т.п. Главное тут другое — апология всего того, что происходит в Православной Церкви уже много столетий, и в Русской — в частности. Помните, из письма митрополита Антония (Вадковского), в котором он отвечает княгине Софье Толстой: «Пастырей Церкви поставляет Господь, а не сами они гордо, как вы говорите, признали себя во главе её. Носят они бриллиантовые митры и звезды, но это в их служении совсем не существенное».

Отсюда и «исчезающие часы» патриарха Кирилла, которые он тоже носит, чтобы «не обидеть дарителей». Отсюда и воспевания богатств духовенства и иерархов протоиереем Всеволодом Чаплиным (и не только им), что, мол, мы ж должны разговаривать с олигархами на одном уровне. Отсюда и шикарные иномарки, поместья, отдых за границей церковных олигархов в рясах — это так ведь и объясняется: мы, мол, служим Церкви в поте лица (столько золота и драгоценностей на себе нелегко ведь носить, упреешь) — поэтому всем и пользуемся. Мы ж это в могилу не заберем, это у нас, как в фильме «Зеленый фургон», — спирт, взятый «во временное пользование». Да и вообще — это нам подарили, а мы носим, жрем, ездим, летаем, спим и живем в роскоши, чтобы «не обижать дарителей». А так как в церковь все деньги люди дарят (жертвуют), то и пользоваться можно беззастенчиво всеми этими «дареными» деньгами. А как же все прочие, низшие служители Церкви, от простых деревенских священников до певчих и уборщиц храма? — спросит кто-то. И тут есть ответ: Богу надо служить не ради хлеба куса, а во славу Божью. Вот и служите — зачем вам деньги? Деньги принадлежат Церкви, а где епископ — там и Церковь. Чего тут непонятного?..

И дальше эту логику можно продлить. Когда архиерей или иеромонах-педофил хочет попользовать семинариста или иподьякона — то не надо «обижать» дяденьку, он же старался, лапал тебя, он «дарит» тебе свое внимание — так что расслабься и получай удовольствие.

Главное — убедить всех вокруг, что ты день-деньской трудишься во имя добра и светлого будущего на благо церкви — и делай что хочешь. Придут батюшки-апологеты или приходские богословицы, которые наденут розовые очки и станут «видеть искренность твоей заботы, желания помогать и воздадут сторицей». Как верно говорится: правители должны показывать заботу о народе. Не заботиться, а показывать вид. И будут тебе за это воздавать материальными благами и повиновением. А потом и «почетным святым» тебя назначат. Бессребреником, борцом с пьянством, святителем и ангелом во плоти. Потому что жития, как и история, — пишутся победителями. И неважно, что факты противоречат написанному святому образу — в православии живут по вере, а не по фактам.

Поэтому — не обижайте святых и сочинителей их житий, кушайте, что дают. Манную кашку, с ушей капающую.

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: