«Дональд Трамп» от о. Артемия
29 сентября 2017 Василий Иванов
Я прочитал статью «Его поведение — это поведение духовного маньяка» и подумал, что не могу не написать ответ.
Я знаю о. Артемия в общей сложности 25 лет. Причем, поскольку я исполнял в его храме разные послушания, я знаю его достаточно близко. Наверное, ближе и лучше, чем автор статьи, знакомый с ним чуть более года.
Рассказ свой я построю в форме разбора упомянутой статьи.
Начнем с того, что я не считаю, что у о. Артемия яркие еврейские корни. Судя по его внешности, если таковые и имеются, то в небольшом количестве. Как фамилия Гайдук или еврейские корни влияют на нравственный облик православного священника, я не знаю. Но автор статьи почему-то решил упомянуть об этом на первых же строках.
Далее – о «жеманности». Дело в том, что о. Артемий – интеллигент не в первом поколении. В семье, где он рос, культура поведения, я так понимаю, сохранилась с той самой, дореволюционной интеллигенции. Поэтому он воспитан говорить так и вести себя так, как это делали интеллигенты прошлого, а то и позапрошлого столетия. Это необычно, режет глаз, но это просто манера поведения, переданная с воспитанием. Ничего плохого в этом нет. И никакой это не маркетинговый ход, Вы биографию его почитайте сначала – детство, отрочество, юность…
Автор статьи называет о. Артемия «духовным маньяком» за «стравливание людей». Из моего опыта, о. Артемий как раз пытается всегда помирить людей. Учитывая то, что каждый день его преследует поток новых людей, которые пытаются узнать у него за 5 минут, как им разрулить тяжелую жизненную ситуацию, у него просто физически нет времени вникнуть в ситуацию и изучить всех действующих в ней лиц. Поэтому зачастую все советы сводятся к «Давайте жить дружно. Чтобы был мир, любовь и благодать». А по-другому и не ответишь, когда люди, которых ты видишь в первый раз, просят тебя за 5 минут решить их проблему, зревшую годами.
Далее — о «пушистых безвольных мужчинах». Автор, видимо, скрупулезно изучал всех мужчин с прихода о. Артемия? Я видел на приходе покойного Павла Рыженко, среди прихожан было и есть некоторое количество сотрудников силовых структур, боксеры, борцы, каратисты, рукопашники… Видимо, все они недостаточно «тафгаи»¹ для автора статьи.
Если говорить обо мне, я никогда не был ценителем проповедей о. Артемия, но на исповеди он всегда мне давал дельные прямолинейные мужские ответы. Поэтому он и является моим духовным отцом.
Автор статьи упрекает о. Артемия в роскоши. За все десятилетия пастырского служения он не обогатился ни на йоту. Я никогда не чувствовал, что он пользуется дорогим парфюмом. Винишко и сыры, которые, видимо, заметил автор статьи – это подарки от многотысячной толпы духовных чад. А чад у него много. Много богатых, очень богатых и известных людей ездят к нему за советом – и подарочный фонд постоянно пополняется. О. Артемий всё берет, но тут же всё раздает. Одной взял – другой отдал. В свое время мне так прилетела от него в подарок рубашка с лейблом «Дональд Трамп». Очень качественная, кстати, была рубашка. Сотни подарков разного характера и калибра попадали к о. Артемию, да и пожертвований было много – но ничего к рукам не пристало. Я имел возможность наблюдать за его жизнь и считаю в этом плане о. Артемия – правильным человеком.
Автор обвиняет о. Артемия в «позерстве» и «самолюбовании». Такого нет.
О. Артемий – филолог, поэтому он говорит красочно, красиво, богато. Но не «позирует». Позерство – это тщеславие, это видно сразу. Но у о. Артемия я этого не видел. Пусть говорит, красиво же получается и людям нравится. Ну не в формате же «панимаш» и «типа» общаться выпускнику филфака? Греха в его стиле нет. Измученным бытовухой и грубостью женщинам такая культурная речь – как бальзам на душу. Так пусть и дальше говорит, и Бога славит. Кому-то нравится Ткачев, кому-то Кураев, кому-то Тихон Шевкунов, а кому-то о. Артемий. У всех людей разные психотипы, разные характеры, разные дарования. Главное, чтобы греха и ереси не было. А так – о вкусах не спорят.
Автор статьи заканчивает свою речь приговором о. Артемию и его проповедям — мол, духовное это всё нездоровье.
Обвинения в «склочности», роскошестве, позерстве я считаю голословными. И немного их коснулся в своем рассказе. В чем еще автор хочет обвинить его? Ауди А-8, брегеты, счет в швейцарском банке, распутство или еще что? Или, может, выдвинет более весомые аргументы?
Касаемо пагубного духовного руководства. Проповедь и духовное руководство – это немного разные вещи. Проповедь – обращена ко всем. Там рисуется общий путь, общие советы и общее направление. О. Артемий учит пороку или еретичествует в проповедях? Нет. А духовное руководство — это как тренер у спортсмена. Это личная беседа, личные советы – это другой жанр и другая область. Я могу лишь сказать, что в личной беседе о. Артемий из таких адских пропастей помогал людям вылезти, что автору и не снилось. И был в разговоре лаконичным, прямолинейным и, когда надо, жестким.
Мораль сей басни такова – поокормлявшись годик в каком-то приходе, не стоит поливать грязью настоятеля.
¹Тафгай (он же — «полицейский» или «телохранитель», от англ. tough guy, букв. «жёсткий», «крутой парень») — игрок хоккейной команды, основной задачей которого является препятствование развитию успеха соперников силовыми приёмами, устрашение противника, драки на льду.
Читайте также: