Доносы и корпоративность как стиль внутриепархиальной жизни РПЦ

18 октября 2018 Алексей Плужников

Вчера мы опубликовали документ — выписку из решения епархиального совета Минской епархии касательно «прегрешений» священника Александра Шрамко.

Этот документ любопытен, во-первых, своей типичностью, а во-вторых, тем, что опубликован на сайте епархии. Во многих епархиях, особенно провинциальных российских, такое себе даже трудно вообразить, что решения епсовета (или епсуда, епсобрания) где-то опубликованы. Мало того, во многих епархиях вообще не публикуется никакой внутренней информации, кроме фотоотчетов о том, как высокопреосвященнейший владыченька в очередной раз «возглавил праздничное богослужение», или о том, как руководитель такого-то отдела поздравил с праздничком какое-нибудь госучреждение, или некий батюшка посетил тюрьму/больницу/детдом (тоже с обязательными фоточками — для отчета). В таких епархиях постороннему человеку нельзя узнать ни о переводах священников, ни о новых хиротониях, ни о запрещении/лишении сана священнослужителей — ни о чем. Кое-где даже списки духовенства годами не обновляются. Я вот уже скоро четыре года как ушел из епархии, а мой личный email (старый) до сих пор числится как приходской, и мне на него порой приходят или рекламные письма от православных магазинов, или даже рассылки из епархиальных отделов — никто не удосужился потереть этот адрес с официальных сайтов.

А тут такое развернутое «вкусное» чтиво. «Вкусное» тем, что огромное количество священников могут воскликнуть: «Да прям как про меня написано!» Формулировки отточены десятилетиями, одинаковы во всех епархиях.

Согласно этим жемчужинам консисторской премудрости, ты виноват уж тем, что имеешь свое мнение, которое не совпадает с «официальной позицией Церкви» (именно Церкви с большой буквы, тут РПЦ=Вселенской Христовой Церкви).

Ты путаешь «обсуждение с осуждением», иначе говоря, мнение можно иметь только восторженное и очень восторженное, писать всяческий одобрямс и всегда подписывать его «Вашего Высокопреосвященства недостойнейший послушник».

Твое мнение — это «провокационные вбросы», ты нагло считаешь, что «Церковь» может ошибаться, а ты — можешь быть прав! Это неслыханная дерзость! (Тут обычно добавляют: «Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец!») И неважно, что ты покритиковал какие-то епархиальные порядки, архиерейский грабеж или идиотизм патриархийных указивок — ты бунтовщик, сатана, рецидивист!

А уж если ты «перешел к открытой резкой критике священноначалия»!.. Несмотря на то, что клялся «без благословения своего епископа ничего не предпринимать», «во всем поступати согласно уставам Святыя Православныя Церкве» и «повиноваться Богоучрежденной Иерархии — СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ, Священному Синоду Русской Православной Церкви и Епархиальному Архиерею своему». Ты забыл, что ты — абсолютный раб. Ты даже вдыхать и выдыхать должен по благословению. Ты спать с женой можешь только согласно уставу. Ты тля ничтожная перед «Богоучрежденной Иерархией» (хотя ты и сам вроде как священник, тоже вроде бы иерархический чин).

А если ты, мразь своевольная и мнение имеющая, не угомонился, то всегда найдется на тебя настоятель, благочинный или секретарь епархии который напишет «характеристику» (читай — донос) или просто нашепчет на ушко архиерею, какая ты дрянь.

И ты узнаешь, что ты «относишься к богослужению халатно». И тебе даже не позволят уточнить: халатно — это как? Кадило роняю посреди храма? Святые Дары расплескиваю? Сморкаюсь в подол фелони? Зеваю во время проповеди? Вместо литургии отслужил спьяну панихиду?

А неважно. Архиерею не нужны твои оправдания. Сказано: ты говно — значит говно. А уж если ты и «на все правила и каноны Святой Церкви имеешь свое искаженное мнение» — о, гори земля у тебя под ногами! Все правила и каноны попрал! От первого до последнего, а потом наоборот! (Разумеется, тебе не позволят спросить: «Уважаемый настоятель/благочинный, не уточните ли количество и названия этих правил и канонов, и над каким я надругался в особо извращенной форме?»)

А ведь ты, мерзавец, еще и ниже пал: ты посмел разгласить то, что носило «внутренний, конфиденциальный характер», — рассказал, о чем было епсобрание! Еп, еп, еп… О, злодей! Ты вынес коммерческие тайны транснациональной корпорации на публику! Ты продал патенты на изобретения, которые могли бы принести миллиарды! Ты опорочил своего босса, который требовал с вас десять миллионов на приезд патриарха!

Нет, батенька-дурачок, тебе не позволят наивно спросить: а что такого тайного и конфиденциального может быть на епархиальном собрании пастырей Христовой Церкви? А почему на этом собрании нет, как положено, представителей от мирян, от приходов, чтобы сообща решать общие епархиальные вопросы, которые касаются всех?..

Нет, нужно быть совсем дурачком, чтобы о таком не то, что спрашивать — думать…

Запомни это, молодой священник, если ты только недавно встал на путь служения Святой Православной Церкви и ее Богоучрежденной Иерархии, и только собираешься на свое первое епсобрание, внемли опыту старших товарищей, погибших на этом пути. Есть простые правила, чтобы быть хорошим священником — в глазах архиерея и настоятеля/благочинного:

  1. Молчи.
  2. Всегда делай придурковатый вид.
  3. Плати безропотно, вовремя и желательно с дополнительным конвертиком/»благодарностью, на развитие епархии».
  4. Мнение имей только в соответствии со всеми правилами и канонами, особенно с п.1 наших правил.
  5. Всегда кайся, даже если не виноват. Ты все равно виноват — тебе Адам подтвердит. А если не покаешься — пропадешь, как Авель.
  6. Не отсвечивай.
  7. Проявляй энтузиазм только в покорности и в поклонах: кланяйся как можно ниже и с веселым лицом.
  8. Не думай, что тебе помогут предыдущие пункты — все равно попадешь под раздачу. Но с этими правилами у тебя есть шанс. Маленький, правда. Как повезет.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: