Духовник в постели супругов: традиция, освященная святыми отцами?

12 ноября 2019 Григорий Нефедов

Думается, из людей воцерковленных мало кто не слышал об этой проблеме: духовнике, как «третьем» в постели православных супругов. Некоторые не только слышали, но и испытывали это на своей шкуре. Мы не можем себе представить, сколько семей было из-за этого разрушено или сколько семей годами жили и живут в этом нелепом состоянии, ориентируясь в своей супружеской, сексуальной, интимной жизни на мнения духовников. Жаль, нет такой статистики, никто не взял на себя такое исследование: пройтись по нашим приходам и добиться откровенности от достаточного числа прихожан, чтобы они рассказали, какие духовники этим отличаются и как часто лезут они в семейную постель со своими советами.

Да, известны некоторые имена знаменитых, почитаемых духовников, из монашествующих в основном, которые с увлечением расспрашивают своих чад на исповеди как, сколько раз, с какой стороны и с каким пылом супруги исполняют свой «долг», получают ли они при этом «наслаждение» греховное, или только тщательно и методично «работают» над производством потомства, бормоча про себя Иисусову молитву и акафист «Прибавлению ума». Но сколько еще таких «духовников» на Святой Руси? Представляется, что немало.

Конечно, нельзя забывать, что предложение появляется вместе со спросом. Как в церкви большинство прихожан — женщины, то и с подобными вопросами к духовникам обращаются процентов, наверное, на 90-95 именно женщины. Мужчины редко склонны обсуждать свою постель с духовниками, да и те остерегаются слишком лезть, когда на исповедь мужчина приходит — неровен час получишь кулаком прямо в благодатную бороду…

Но было бы поспешным считать, что духовники-«постелеведы», спецы по православной камасутре появились только недавно, будто это специфика только российского «возрождающегося» православия последних десятилетий, как некоторые склонны объяснять. Мол, в церковь пришли люди, потерявшие духовную традицию, невежественные в правильной церковной жизни, они приняли сан, стали быстро духовниками, но духовного опыта не приобрели, отсюда, мол, и такие перекосы.

С одной стороны, возможно, и так, я вот не знаю, лезут ли в постель к своим чадам греческие, румынские, американские и так далее православные духовники, вдруг кто расскажет из читателей «Ахиллы» — как там, за кордоном? Но если мы обратимся к опыту святых отцов — как и положено поступать православным, — то что мы найдем?

А найдем мы советы, вернее, толкования на апостола Павла непререкаемого в духовной мудрости святого отца — Иоанна Златоуста. Послушаем же его:

«Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого апостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7, 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей».

Как вам? «Не стыдится, входит, садится на ложе, соединяет мужа и жену»… Нет, понятно, что это возвышенные метафоры, аналогии, аллегории и прочие аллюзии, но стоит только погуглить эту фразу, как мы узнаем, что современные батюшки РПЦ регулярно используют эту цитату, когда объясняют (вполне справедливо), что супруги должны больше сексом заниматься, меньше воздерживаться, потому как вреда от последнего больше, чем пользы, как учит тому Иоанн Златоуст со ссылкой на апостола. Но если у нас часто аллегорические толкования Писания толкуют вполне буквалистски (вспомним только пресловутое «плодитесь и размножайтесь», которое нынешние адепты многодетности толкуют как призыв к россиянам XXI века бороться за демографию путем перманентной беременности, в то время как эту конкретную заповедь Господь дал конкретной первой паре людей на — напомним — еще пустой планете), то почему же и нынешние духовники не могут себе позволить буквально толковать эти слова? Они ведь даже не приходят ночью в квартиру духовных чад и не шуршат в их кровати под одеялом с инспекцией и фонариком — они лишь дают такие советы и задают на исповеди такие вопросы, за которые в любом нормальном обществе дают по физиономии, как за непрошенное хамство и вульгарность.

Я уж тут не буду вдаваться в разбор других цитат из этой, казалось бы, такой правильной выдержки из толкований Иоанна Златоуста (я ее привел в сокращении, погуглите полную версию), вроде «пусть лучше спит с тобой…» — жена в устах святого отца тут нечто вроде, извините, сливного ведра, куда мужчина «законно» и безгрешно… ну вы понимаете.

Вообще тема «православного секса» и всего вокруг этого — большая тема для обсуждения, я не берусь ее сам решать в короткой заметке, лишь затрагиваю маленький аспект проблемы. Но мне видится в этой теме один большой вопрос: насколько вообще правомерно и необходимо православным супругам в своей интимной жизни ориентироваться не только на мнение духовников, но и на мнение святых отцов, даже на первый взгляд вполне себе правильное мнение? Мало того, дерзну высказать совсем крамольную мысль: насколько вообще даже слова Писания могут хоть каким-то боком относиться к супружеским отношениям в современном обществе? Может, это та сфера, куда вообще пускать «религию» и ее «первобытнообщинные» и средневековые правила — грех? Грех, потому что «промашка», ошибка, потому что вредно, неуместно в XXI веке. Может, даже Бог в таких случаях стыдливо отворачивается и не лезет не в свое дело, уважая свободу двоих в их постельных утехах и их право на закрытые двери?..

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: