Епископ-вирусолог «в кустах»: запоздалое здравомыслие

16 апреля 2020 Ахилла

Журнал «Фома», детище руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, вдруг нашел «рояль в кустах» — епископа-вирусолога, который здраво отвечает на вопросы, касающиеся эпидемии и необходимости карантина. Вот только удивительно одно: где был этот епископ с его разумностью и профессионализмом в марте, когда все чиновники патриархии бодро заявляли, что «не рассматривают возможность» закрытия храмов, мол, они не имеют права не пускать людей на службы — и как только санитарные врачи нажали на РПЦ и жестко велели не пускать людей на богослужения Страстной седмицы и Пасхи — тут как тут нашелся целый епископ-вирусолог, который ответил «на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса».

Сам епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Мансуров) (Омская митрополия) действительно говорит разумные вещи, хоть и запоздало.

Он рассказывает, что и епископы в прошлом заболевали холерой, вспоминает и Федора Ушакова, который спас свой флотский экипаж и город Херсон во время эпидемии чумы тем, что ввел «жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения».

Вспомнил епископ и патриарха Пимена (Извекова), который во время эпидемии холеры в прошлом веке предписал не причащать мирян, кроме как в случае острой нужды, и запретил прикладываться к иконам.

«У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь», — призывает епископ прихожан РПЦ к тому, к чему их почему-то не призывали их собственные архиереи до самых последних дней.

Объяснил епископ Петр и опасность коронавируса, и глупость теорий заговоров:

«Это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

…Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом».

«Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности», — добавил епископ.

Опроверг епископ Петр и мнение о том, что в храме нельзя заразиться:

«По существу, такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия.

…Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан инфекцией? Кто из нас скажет, что у него бо́льшая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни — большая дерзость и искушение Господа».

«Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. (..)

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. Болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним», — подчеркивает епископ.

Остается повторить риторический вопрос: почему мнение этого мало кому известного епископа тиражируется лишь сегодня даже на Патриархии.ру, а не месяц назад во всех утюгах? Почему вы позволили развратить верующих бессовестными и преступными проповедями протоиерея Андрея Ткачева, архиепископа Питирима (Волочкова) и им подобным попам из Крутых Хуторов или из Пушкино (а сколько их таких по матушке-Руси)? Почему вы стали «разумными» только после закрытия храмов для мирян санитарными службами?

Вопросы риторические, разумеется. Ответы и так известны: потому что у флюгеров такая сущность — поворачивать нос по ветру лишь по велению этого ветра.

P.S. Сам епископ-вирусолог Петр, впрочем, даже на Благовещение служил вместе с прихожанами, хоть и в ограниченном количестве. Крест он целовать не давал, возлагал на голову прихожан, но сам руками трогал прихожан за голову (см. иллюстрацию). Так что разумные слова — это одно, а вот поступки — совсем иное.

Фото: kalachinsk-eparhiya.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: