Если Господь дал нам медицинские знания, то это уже Его дар и чудо
1 апреля 2020 Екатерина Седова
Меня все больше и больше изумляют страсти по коронавирусу и брожение умов как мирян, так и священнослужителей.
Вопросы, будоражащие церковное сообщество: можно ли заразиться во время исповеди, помазания или приложившись к иконе? А просто придя на службу? А во время крестного хода? Медицина скажет, что заразиться можно и в том, и в другом, и в третьем случае, но как относиться к этому верующим? И как быть с Евхаристией?
Вот слова из «Инструкции настоятелям…» с официального сайта Патриархии: «принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни … Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела».
Мне кажется, Патриархия поступила недальновидно. Для Патриархии было бы гораздо лучше в этой Инструкции вообще не затрагивать в связи с Евхаристией тему физической болезни и здравия, а акцентировать внимание на духовной составляющей смысла Евхаристии: на том, что через участие в этом таинстве человек соединяется со Христом, что таинство необходимо для достижения обожения.
Тема же Евхаристии и телесного здравия в контексте пандемии несколько неудачна. Да, причащение происходит «во здравие души и тела», только Инструкция сама признает, что это — лишь наши молитвы, наши молитвенные воззвания к Богу, а вовсе не обязательства небесной канцелярии перед нами.
Да, Церковь молится о том, чтобы Причастие явилось исцелением души и тела для причастника, но при этом никто из православных, находящихся в здравом уме и трезвой памяти, не будет утверждать, что молитва об исцелении через принятие Св. Даров и фактическое принятие Святых Даров в Евхаристии автоматически исцеляют человека.
Да, мы верим, что причащаемся Телу и Крови Христовым. При этом апостол Павел писал, что недостойно причащающийся может и заболеть, и умереть: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11,29−30).
Есть случаи, когда люди, приняв Святые Дары, обретают исцеление, есть случаи, когда люди получают облегчение в болезни, но точно так же бывает, что люди не получают просимого: и болеют, и умирают, хотя они и обращались к таинству Евхаристии. И столь очевидных фактов не сможет отрицать ни любимый батюшка, ни нелюбимый патриарх, ни официальный сайт Патриархии.
Об этом самое время задуматься тем, кто, возможно, сейчас рассчитывает найти защиту от заражения коронавирусом в обращении к таинству Евхаристии.
Иными словами, ни нам, ни даже Патриархии не нужно воспринимать наши молитвы перед Евхаристией и участие в этом таинстве, на какой бы глубокой (как нам кажется) вере они ни были основаны, как приказы Господу Богу об исцелении, защите, помощи, которые Он обязан исполнять.
И я не могу согласиться с тем, что временное закрытие храмов в России, временный отказ от посещения богослужений, домашняя молитва и полное доверие словам медиков означали бы проявление маловерия.
Когда Россия столкнулась с коронавирусом, я подумала, что в основу общецерковной позиции в связи с пандемией будет положено то здравое, благоразумное отношение к медицинским знаниям, которое задано Библией, где прямо говорится, что «от Вышнего — врачевание», что «Господь создал из земли врачевства» и что «благоразумный человек не будет пренебрегать ими».
Неужели библейская мысль о даровании медицинских знаний Богом, о разумности доверия медицинским знаниям так нова и авангардна, что не всеми церковными деятелями и священнослужителями пока еще воспринята в полной мере? Ведь текст столь известного наставления, который непосредственно касается злободневных вопросов дня текущего, написан не менее двадцати двух столетий назад. Казалось бы, достаточный срок, чтобы усвоить материал…
В книге Иисуса сына Сирахова читаем: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего − врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38, 1−15).
В той же библейской книге читаем о преимуществе профилактики перед лечением: «…прежде болезни заботься о себе» (Сир.18, 19).
В Православной Церкви книга Иисуса сына Сирахова относится к неканоническим книгам Ветхого Завета, входит в раздел учительных книг.
Идеи этих отрывков книги Иисуса сына Сирахова очевидны:
− медицинские знания даются от Бога;
− доверие медицине не отменяет веру в Бога;
− медицинские меры не отменяют молитвы;
− заботиться о здоровье нужно до болезни.
После библейской поддержки авторитета медицины самое время привести ссылку на информацию Минздрава РФ о коронавирусе со всеми рекомендациями и предписаниями по поведению в условиях пандемии, что я и делаю.
Но если же на основе этого библейского текста самостоятельно заняться гомилетикой на заданную тему (а что еще остается делать мирянам, если духовенство до сих пор не может прийти к консенсусу?), то при желании можно развить много актуальных идей.
Например, такую: если Господь Бог открыл нам, людям, знания в области медицины, то это уже Его дар людям.
Если Он дал нам знания о средствах профилактики болезни, то это — тоже Его дар.
Даже то, что мы живем в XXI в., а не в Средние века — тоже Его дар. (Ведь, думаю, никто бы из нас не согласился поменяться местами с каким-нибудь европейцем, жившим в средневековье во время эпидемии чумы. Или все же есть желающие?)
Да, объявлена пандемия. Но по сравнению с теми людьми, которые переживали пандемии в прошлом, мы находимся в привилегированном положении. Мы просто счастливчики. Любимцы Божии…
Ведь у нас, в отличие от тех, кто оказывался в ситуации пандемии столетия назад, есть и технологии диагностики, и средства связи, позволяющие обмениваться информацией за считанные секунды, и медицинские знания о профилактических мерах. Но приняв все эти Божии дары, мы требуем от Бога большего…
Мы ожидаем, что если сейчас, во время пандемии, мы откажемся закрывать храмы, придем в храм на службу, обратимся к таинствам, устроим крестный ход, то коронавирусом не заболеем, потому что всемогущий любящий Бог, видя нашу веру (веру ли?), все равно чудесным образом защитит нас от болезни.
Можете закидать меня тухлыми яйцами (извините, учитывая пост, конечно, гнилыми помидорами), но по моему мнению, это не проявление нашей веры, а проявление нашего неразумия и дерзости.
Бог нам, нашей науке, уже даровал знания о законах распространения вируса, а мы хотим, чтобы для нас, ради нас, Он эти законы чудесным образом отменил…
Но если на досуге (все-таки времени стало больше, ведь выходить на улицу не рекомендуется, не так ли?) опять открыть Библию, почитать, подумать, заглянуть в толкования, то можно обратить внимание на то, что Иисус Христос никогда не совершал чудеса ради самих чудес.
Часто, по вере людей, Он творил чудеса, исцелял, когда человеческие ресурсы были уже исчерпаны, когда люди со своей стороны уже сделали все, что зависело от них (исцеление кровоточивой, которая уже «истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы» (Мк. 5, 26), исцеление расслабленного, которого опустили, предварительно разобрав крышу).
Мы же, в нашей сегодняшней ситуации, свои человеческие ресурсы используем не в полной мере, хотя уже обладаем многими ресурсами по дару Божию.
Да, возможно, в прошлые века Церковь в случае «губительных поветрий» устраивала многолюдные молебны и проводила крестные ходы.
Но ведь люди, жившие столетия назад во время пандемий и эпидемий, еще не обладали нашими медицинскими знаниями. А мы этим Божиим даром уже владеем.
И как мы поступаем с этим знанием, с этим божественным даром? Наши храмы до сих пор не закрыты, а профилактика распространения коронавируса в храмах недостаточная и неполная, да и та соблюдается не везде. (Казалось бы, кто мешает молиться дома по соглашению о прекращении пандемии?)
То есть мы сами, своими собственными руками, бросаем Богу в лицо добрую половину Его собственных даров — наших современных научных медицинских знаний − и создаем ситуацию, требующую от Бога еще больших, особых чудес, более наглядных и более очевидных.
Видимо, по непонятной причине, мы непоколебимо уверены, что заслуживаем этого. Логика, по отношению к которой, по-моему, вполне можно применить слова Христа: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12, 39).
И еще: мне кажется, что если бы Бог и сотворил такое чудо, приостановив ради нас общие закономерности распространения вируса в природе, то это чудо было бы крайне вредно нам в духовном смысле.
Потому что, если предположить, что Бог убережет нас от COVID-19 самым расчудесным образом, вопреки нашим нарушениям профилактических мер, то кое-кто, пожалуй, тут же найдет в этом чуде благодатную почву для взращивания гордыни.
Кое-кто, вероятнее всего, увидит в этом милостивом снисхождении к нам Бога подтверждение нашей собственной избранности, инаковости, сделает вывод о нашем превосходстве. Мол, вот мы, православные, − истинно верующие, а потому нас Бог защитил и коронавирус нас не тронул. А вот посмотрите, сколько итальянцев умерло. Ну ясное дело, они же католики. Сиречь еретики! А значит, вся благодать у нас, у православных, а не у них, католиков-папистов. Что и требовалось доказать.
Так зачем же Господу Богу творить чудо, которое явно будет нам не по силам? Горделивые идеи, выражаясь богословским языком, не отвечают домостроительству Божию, пекущемуся о нашем спасении. Выражаясь же языком обывателя: что было бы в этих идеях хорошего для нашей духовной жизни?
Если же, вспомнив о богословии, привлечь к теме коронавируса еще и богословские ресурсы, то можно было бы сказать, что по учению Церкви, каждый человек обладает образом Божиим. И православное богословие усматривает проявление образа Божия в том числе в разуме человека (да, разум помрачен после грехопадения, но тем не менее не отнят).
Логично задаться вопросом: если Бог даровал нам разум, то не спросит ли Он однажды каждого из нас, в полной ли мере в нашей жизни мы использовали этот Его дар? Хотя бы иногда, в исключительных случаях. Например, в случае пандемии…
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)