Если Церковь — это армия, то почему солдаты должны содержать генералов?

8 июля 2020 Константин Юрковский

Идет на спад первая волна коронавируса, ставшая для православной церкви нелегким испытанием. Пытается ли церковь осмыслить этот новый опыт? Сделала ли выводы из него? Как его оценивает? В поисках ответов на эти вопросы я отправился на крупнейший интернет-ресурс РПЦ — pravoslavie.ru.

К моему удивлению, эта тема не слишком занимала умы авторов столь авторитетного православного сайта. Мое внимание привлекли разве что пара статей протоиерея Андрея Ромашко. Одна из них называется «О храмовых финансах и других неудобных вопросах».

Этот текст из нынешних финансовых трудностей делает долгожданный и совершенно логичный вывод о необходимости привлечения прихожан к управлению бюджетом храма. Обоснования приводятся вполне логичные: прозрачность расходов избавит от обвинений в роскоши, прихожане будут чувствовать ответственность за храм, распределение средств станет более рациональным, священники будут менее загружены хозяйственными вопросами, да и совместные дела сплотят общину. Этот вопрос ждет своего решения так давно, что одна его постановка перевешивает все недостатки данной статьи.

А недостатков у нее хватает. Прежде всего, автор неприкрыто клянчит деньги: «Подсчитай, сколько ты жертвуешь в обычное время, прибавь к этому немного за своих соседей, друзей и знакомых, которые приходили в храм гораздо реже и сейчас вряд ли задумываются о содержании храма, еще прибавь за престарелых прихожан, которые не умеют пользоваться интернет-банком, и переводи регулярно на храмовый счет. Ну, или подавай записки в режиме онлайн, заказывай молебны, панихиды… Все, как в обычное время. Если ты считаешь себя прихожанином, конечно».

Просто потрясающая забота о народе! Люди массово теряют работу. Они напуганы и растеряны. Не знают, что будет дальше и чем кормить детей. А со страниц церковного официоза им адресуют «духовный» совет: крутись как хочешь, но плати теперь за троих-пятерых — лишь бы мои доходы не уменьшились! Это при том, что священники всегда могут заработать хотя бы на хлеб домашними требами. Тогда как у многих мирян даже хлеб под вопросом. Надо полагать, вот такой циничный эгоизм и называется «Церковь всегда была со своим народом!» Не наемники, но истинные пастыри…

А последнее предложение цитаты совершенно чудесно. Тех, кто не начал платить за троих, священник Ромашко своими прихожанами больше не считает? Или они могут себя больше прихожанами не считать? И христианами тоже? Разве с шантажа и манипуляции должен начинаться путь к ответственности прихожан за церковь?

В рассуждениях автора проглядывает какая-то совершенно искренняя наивность: он, как кажется, всерьез полагает, что финансовые проблемы храма решаются увеличением пожертвований прихожан. Как будто бы в этом случае патриархия сразу же не поднимет свои налоги ровно настолько, чтобы приходы опять едва сводили концы с концами.

Я полагаю, единственным выходом здесь может быть привлечение прихожан к управлению финансами храма. Только в этом случае настоятель сможет говорить епископу: «Владыка, я бы Вам эти деньги, конечно, отдал, но не могу. Приходское собрание целый час спорило, на что их потратить, едва договорились. И если я им после этого скажу, что деньги пошли не туда — да они после этого вообще больше ни копейки ни в один храм не пожертвуют! Кроме того, вся бухгалтерия у нас открытая, и Вы можете сами убедиться, что денег у меня действительно больше нет…»

Вторая статья протоиерея Андрея называется «Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника». В ней он тоже клянчит деньги у прихожан: «Вот и мы привычно платим за свечки-записки, сетуем, что все опять подорожало… А о том, что принесенных пожертвований не хватит даже на зарплату работникам храма, не говоря уже о коммуналке, текущем ремонте, благоустройстве, никто не задумывается. Кажется, что обо всем этом должны беспокоиться настоятель и его знакомые благотворители, храм для большинства прихожан остается экономически чужим: „нам его построили спонсоры, содержат его спонсоры, моют и ремонтируют оплачиваемые работники, а мы, так уж и быть, пару свечек подешевле купим“».

Конечно, это просто виртуозный цинизм: попрекать людей дешевизной покупаемых свечек, когда они сидят без работы. С чего бы людям беспокоиться о благосостоянии того храма, настоятель которого столь демонстративно плюет на их собственное благосостояние? При этом автор, сетуя на «оторванность прихожан от экономики храмовой общины», упорно не называет тех, кто их от нее «оторвал», кто превратил приходские собрания в формальность. Причины «оторванности» он ищет в каких-то народных стереотипах. Тогда как управление приходами регулируется не народной психологией, а «Уставом РПЦ» и прочими официальными документами. Почему бы не поговорить об ответственности тех, кто эти документы принимал? Сваливая всю вину на мирян, автор, по сути, уходит от реального обсуждения вопроса.

Протоиерей главной проблемой считает непослушание мирян: «В Священном Писании и в творениях святых отцов Церковь часто сравнивается с действующей армией… Сегодня стало ясно, что мы имеем абсолютно непослушную, неуправляемую армию… Есть старая армейская поговорка: „Каждый солдат должен знать свой маневр“. Солдату не обязательно понимать суть стратегического замысла командующего армией — ему достаточно знать, где свои, а где чужие и что лично он, рядовой прихожанин N, должен делать. А вот этого нет».

Небольшая загвоздка здесь в том, что Христос говорил ровно противоположное: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями». Видимо, протоиерею Ромашко виднее. Впрочем, сегодня он не одинок в переделывании Православия в военно-прикладную дисциплину. Здесь интересно другое: а как он совмещает данный тезис с призывами к ответственности за экономику храма? Если прихожане — это просто послушные солдатики, то где он видел такую армию, которая финансировалась бы собственными рядовыми?! Требуя от солдат беспрекословного подчинения, любая армия, как минимум, решает за них финансовые вопросы — а то и сама платит им жалование. Да и православное богословие достаточно ясно говорит о неотделимости свободы от ответственности. Так что прежде чем требовать от народа ответственности за свою церковь, сначала надо бы признать за ним чуть больше свободы, чем за солдатами.

Впрочем, если действительно сравнить церковь с армией, то выводы, как мне кажется, должны быть совершенно другими. Представим, что некоторая армия начала активно расти численно, модернизироваться и развиваться. Вдруг через 30 лет развития случилась мобилизация, показавшая, что боеспособность армии находится где-то в районе плинтуса. Кто виноват? Понятно, что только не очень умный человек будет обвинять во всем рядовых. Может быть, скорее генералам, потерявшим всякий авторитет, надо не на зеркало общественного мнения пенять, а отказаться от своей демонстративной роскоши, неуместной в боевых условиях?

Также автор сетует, что духовная жизнь людей свелась к посещению храма: «Выросло поколение верующих, имеющих храм в шаговой доступности и не имеющих опыта духовной жизни без Литургии. С одной стороны, это литургическое возрождение, когда наконец регулярное Причастие стало нормой, смысловым центром. Но, увы, вторая сторона медали — духовная жизнь этим и ограничилась… В советское время действовало два-три храма на всю Новосибирскую область. В храме бывали крайне редко, причащались еще реже, но при этом люди сохраняли и веру, и религиозную жизнь, а ведь были реальные гонения».

Бесспорно, это замечание справедливо. Но могло ли быть иначе, если люди не знают толком своей веры? Сохранять человек может только то, что у него есть, а если, регулярно ходя в храм, он почти ничего не выносит оттуда? Чья вина в провале катехизации? Кто виноват, что армию бросили в бой, не научив как следует воевать за целых 30 лет «небывалого церковного возрождения»? Опять прихожане?

Меня не удивляет степень эгоизма и безнравственности этих статей: на том же сайте недавно появился еще более гнусный текст «О десятине», объявляющий уплату десяти процентов дохода безусловным долгом каждого православного, в том числе матерей-одиночек. И даже ставящий ее выше милостыни.

Идейная нищета данных текстов также не кажется мне удивительной: в последние годы независимо мыслящие люди старательно изгонялись из церковного мейнстрима. И по теме осмысления пандемии на этом сайте больше всего интеллектуальной глубины можно увидеть в статье мирянки Ксении Гриньковой, а не их постоянных авторов в сане.

Но одно обстоятельство для меня совершенно поразительно. На pravoslavie.ru часто публикуются всякие рассуждения об «исторических судьбах России» с претензией на философскую глубину. Их авторы втайне считают себя совестью народа и главными хранителями его идеалов. И вот, страна переживает тяжелейший кризис. Ее нефтегазовая отрасль, бывшая основой экономики, рушится и теряет рынки сбыта — причем эти катастрофические изменения необратимы, она уже не восстановится никогда. Очевиден близкий экономический крах, который может стать не только экономическим. И куда же смотрят все эти «православные» «мыслители», когда Россия оказалась на пороге очередной своей исторической катастрофы, на этот раз, видимо, уже последней? А они, оказывается, просто ее не замечают! Стоило чуть измельчать ручейку пожертвований прихожан, как «скрепа» немедленно отвлеклась от возвышенных философий на более приземленные вопросы.

Когда-нибудь церковные историки зададутся вопросом о взглядах православной интеллигенции в переломный момент истории России. Весьма позорно будет узнать, что этот взгляд тогда был направлен исключительно в собственный карман.

Или, быть может, дело совсем не в этом? И церковные публицисты прекрасно видят надвигающуюся катастрофу, но просто боятся говорить о ней в сложившейся церковно-политической ситуации? Поскольку тогда придется сказать и о недавно произошедшей гундяевской схизме. Ведь какое странное совпадение: в 2018 году РПЦ откалывается от Вселенского Православия, а в 2020 году Россия из игрока средней величины на международной арене превращается в страну третьего мира — и уже навсегда. Чтобы кому-нибудь не привиделась здесь причинно-следственная связь, лучше и вовсе не замечать перемен.

До этой схизмы никто не мог даже представить, насколько стремительным будет крах… Помнится, спикеры РПЦ грозились открывать свои приходы на территории церквей, признавших украинскую автокефалию, поскольку те якобы отпадают от православия. Кстати, как там дела у РПЦ, много ли приходов открыли? Наверно, Бог помогает в этом «единственному сохранившему Православие» Патриарху всея галактики?

Фото: patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: