Этот народ невежда в законе, проклят он

11 ноября 2019 Василий Сергеев

В Средние века, в силу отсутствия книгопечатания, переводов на национальные языки и общей малограмотности, чтение и толкование Писания оставалось прерогативой духовенства. Известно, что протестантская реформация началась с перевода Писания. Католическая церковь, официально не запрещая переводить Писание на национальные языки, просто канонизировала Вульгату. Лишь Второй Ватикан дал зеленый свет переводам богослужебных книг и Писания.

Однако в Русской Православной Церкви и спустя 500 лет все не так. Почему? Откуда такая приверженность тексту на мертвом или искусственном языке? Есть предположение, что причина та же, что и у католиков в XVI веке — власть.

Прерогатива чтения и толкования Писания в РПЦ до сих пор остается в руках духовенства. Первая очевидная причина — это, конечно, церковнославянский язык. Но если копнуть несколько глубже, то мы увидим, что истинное основание тут лежит в самом православном богословии.

С самого начала «воцерковления» человеку внушается мысль, что он не должен самостоятельно читать и понимать Библию, а только в согласии со «святыми отцами». Мысль проста: «ты — грешник, а подлинный смысл божественного текста открывается только по мере очищения сердца. Раз ты еще не свят — читай, как Писание понимали святые». На первый взгляд довольно логично. Но в реальности — это противоречит самой сути христианского богословия. Мы имеем в виду тезис, что Бог есть любовь.

Если Писание боговдохновенно, значит Господь раскрывается нам через него (Писание). Отсюда очевидно, что Бог не мог сделать священный текст доступным только для избранных. Действительно, мы можем вспомнить эпизод Евангелия, где Господь говорит притчами, а Его не понимают; при этом Он отмечает, что только «избранным дано знать тайны Царства Божия». Но сразу же после этого Он объясняет смысл притч тем самым «избранным», которые только что его не понимали! Причем, обратите внимание, эти «избранные» не были святыми в средневековом (или современном) смысле, т.е. они не были аскетами, молитвенниками, праведниками. Это те самые рыбаки, которые ругались из-за первенства, прогоняли детей, хотели сжечь целый город и т.п.

Выходит, что понимание Слова Божия имеет отношение не к личной «чистоте сердца», а к святости в изначальном смысле — как отделенности, избранности Богом. Господь избрал апостолов, и они стали Его Церковью. Точно так же Господь избирает людей в свою Церковь и сегодня. Всякого поверившего Ему и решившего следовать за Ним, Господь делает Своим избранным и, таким образом, способным к разумению Писания. В противном случае, Бог просто играет с людьми в загадки. Мол, «Я тут надиктовал шифрограмму, а расшифровать получится, только если возьмешь в дешифровщики Златоуста».

При этом стоит учесть, что святыми толкователями в ПЦ признаются только те, кто толковал в соответствии с определенной традицией (читай, традицией Римской империи). В результате такой экзегетики мы сталкиваемся с удивительными казусами, когда Писание говорит одно, а толкуется это на противоположное (см, например, толкование на МФ.6:7 у Лопухина).

В итоге получается, что даже при современной доступности текста Библии, ее, фактически, запрещают читать без соответствующего «пенсне на носу». Можно еще вспомнить, что в Русской церкви уже много столетий после чтения Писания на литургии не говорится проповедь — она перенесена в конец службы. В синодальный период рядовым священникам запрещалось говорить проповедь «от себя» — разрешалось читать только по утвержденному цензурой печатному тексту. В наше время священники уже говорят проповеди от себя, но почти нигде мы не услышим проповеди на тему Евангелия от не-клирика. Причина очевидна: разделение на клир и мир. Клирики считают, что миряне не способны самостоятельно понимать Слово Божие. Их нужно пасти, все объяснять, вести за ручку… Короче говоря, «этот народ невежда в законе, проклят он».

Клерикализм отнял у народа Слово Божие и держит его у себя под замком, тем самым сохраняя власть над душами и умами.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: