Фанар и Москва: сестринская любовь «византийской политики»

29 октября 2018 Вадим Розенфельд

«Гораздо легче изгнать еретиков, чем справиться с православными.

Какой теперь наступил соблазн — и высказать нельзя!»

(Послание из Аквилеи, сессии второго Вселенского Собора 381 г.)

Несколько комментариев к петиции Сергея Чапнина.

Не подписать петицию, казалось бы, невозможно. Она потрясает. В первую очередь тем, что, после бесконечных воплей о территориях, церковных и нецерковных законах, канонах, догматах, правилах святых и не святых отцов, соборных цитат, ВПЕРВЫЕ прозвучало единственное, на что может ссылаться христианин. На Евангелие.

«Главный вопрос многие формулируют так: скажите нам, как Ваше решение соотносится с Евангелием?»

Многие ли?

Но простые, ясные и абсолютно правдивые слова разом ставят петицию в ранг сомнительного и смущающего умы документа, доступного пониманию незначительного меньшинства. Это не парадокс. В РПЦ — наиболее массовом христианском сообществе России — Евангелие отнюдь не является главной вероучительной книгой. Уровень «высокой» богословской грамотности в МП измеряется бесконечным муссированием цитат св. отцов третьего и четвертого веков, «стандартной» — знанием постановлений последних архиерейских соборов, «массовой» — формируется, в основном, указами епархиального архиерея. Более того, за именование себя христианином и евангельские цитаты можно обрести ярлык протестантствующего, либо обновленца. Жесткая реалия нового времени — в российском православии Евангелие практически вытеснено из богословского обихода, а понятие «православный ХРИСТИАНИН» утеряло самую важную половину.

Поэтому наиболее сильный довод петиции на массовом уровне аргументационно не работает. Увы.

«Очевидно, что помимо богословских аргументов в сложной проблеме украинской автокефалии есть и собственно политические».

Совершенно очевидно. Но политический аспект проблемы затронут, на мой взгляд, немного поверхностно. Действия РПЦ продиктованы «имперским синдромом»? Да, безусловно. Но разве в основе действий Фанара иная мотивация? Безоговорочная готовность отдать Константинополю канонический приоритет, гипнотическое понятие «вселенский» базируется на незыблемом для каждого православного фундаменте решений Вселенских Соборов. Но если во главу угла ставить евангельские заповеди, то, вероятно, стоит рассмотреть решения Вселенских Соборов (по данному вопросу) если не критически, то с известной долей беспристрастности.

150 отцов второго Вселенского собора заквашивали новый, имперский статус епископа Константинопольского 3-м правилом, смысл и идея которого отнюдь не евангельские: «Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после Римского епископа, так как Константинополь есть Новый Рим». На столичную кафедру избрали (если это можно назвать избранием) указанного императором Феодосием светского чиновника, претора Константинополя с бурным прошлым в молодости, Нектария, который был еще даже не крещен.

Пресловутое 28 правило Халкидонского (четвертого Вселенского) собора (451 г.), коим, фактически, на постсоборном совещании 183 имперских епископа (из 630 участвующих в соборе) выпекали имперский каравай, говорит не только о «возвеличивании патриаршего престола царствующего града». Не стоит забывать следующей части правила: «Посему определяем, чтобы вышепоименованный святейший престол Константинопольской святейшей Церкви имел право посвящать митрополитов диоцезов Понта, Азии и Фракии, а в тех областях этих епархий, которые заняты варварами, и епископов». Византийскому императору необходимо было иметь в указанных областях духовную власть, подчиненную своей, «придворной» патриархии. Потрясающе знакомая ситуация! Где здесь хоть малая соотнесенность с Евангелием? Даже В. Болотов говорит: «По этой двусторонности своей Халкидонский собор есть истинное порождение национального характера греков, непрямого, почти лукавого».

Константинопольский патриархат был заквашен как имперская церковь, как имперская церковь выпечен, и странно ли, что в таковом состоянии он предвозлежит на собрании Церквей и поныне?

Константинопольский патриархат был имперским СОЗДАН. Будем справедливы — так же, как и Московский. Отпочковавшись от церковно-имперского древа, Московская Церковь сохранила в себе яд византийской надменности, превосходства и неразборчивости в средствах. Возможность при случае отхватить от «материнской церкви» кусок пожирнее не смущала вовсе — яблочко от яблоньки упало недалеко. Следовательно, говорить следует не о политике, а о «византийской политике», причем с обеих сторон.

Вспомним обстоятельства «перехода» Киевской митрополии под Москву в 1686 г. Фанар ее не уступил, а продал. ПРОДАЛ. За 200 золотых монет. Это факт. Причем, не Русской Церкви даже — переговоры вел государственный чиновник, дьяк Никита Алексеев. Грамоту Московского патриарха Иоакима, где «доказывалось» право на Киевскую митрополию, которая, якобы, в свое время «отпала от Москвы через властолюбие отдельных людей», за безграмотностью даже не отправили. Гласом «вопиющего в пустыне» прозвучало послание Иерусалимского патриарха Досифея: «Подобает ли апостольской великой Москве просить от матери своей восточной церкви духовные дарования за деньги?»

Но Константинопольский же патриарх Дионисий не возмутился нисколько, лишь попросил деньги вперед (sic!). Стоит отметить, что дьяк Алексеев, зная греческие повадки, денег вперед не дал. Дионисий покорно выдал кипу обстоятельных грамот, за что и получил прибавку — три сорока соболей. Странно, что Константинополь затаил обиду. Дочерняя Церковь оказалась достойна Церкви материнской, вот и все. Vae victis, Фанар.

И более чем странно, что Московский патриархат, купивши чужую каноническую территорию, как корову на базаре, ныне разразился вселенским плачем, когда ту же территорию у него, как корову, со двора свели. Victis vae, Москва.

Нынешний конфликт Москвы и Фанара — не просто очередной раунд «сестринской любви» двух Церквей. Отчего не 10, не 20 лет назад достиг «вопль» автокефалистов Украины вселенских ушей Константинополя? И только ли желанием словить автокефальную рыбку в мутной воде российско-украинского конфликта ограничится дело? Неужели Фанар не предвидел неуклюже-провинциальной реакции Москвы? Явно предвидел, учел политические нюансы, рассчитал и в нужное время ударил. Очевидно, что с поля игроков за мировое первенство Москву отожмут всерьез и надолго. Думается, нам только начали давать мастер-класс «византийской политики».

Спорить о канонической и, тем более, евангельской правоте какой-либо из сторон, в данном случае, — труд бесполезный.

Отношения Москвы и Фанара — это 1000 лет острой неприязни, выпадов, интриг, подкупов, обмана, ссор — от Климента Смолятича до взаимных «соборных» подножек в 1948 и 2016 гг.

Две имперские Церкви — упорно борющиеся за лидерство в православном мире, за «православное папство», идею абсолютно иллюзорную и мифическую, питаемую исключительно имперским честолюбием.

Две имперские Церкви — безнадежно пережившие свои империи, но не осознавшие этого.

Рассуждать в данном случае о догматах, церковных законах, канонических территориях, апостольских правилах, икономии, и, да простит меня Сергей Чапнин, евангельских мотивациях — все равно что с серьезным лицом исследовать правовые аспекты сталинской конституции 1936 г.

И все же не подписать — невозможно. Для того, чтобы говорить хотя бы о церковно-политической борьбе. А не о схватке двух корпораций за рынок сбыта.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: