И какой же русский не любит быстрой езды!
31 марта 2023 Александр Зорин
Из книги «Мамин дневник и другие признаки жизни» (2016).
Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий обратил внимание на шикарный сервис служителей Господних. И пригрозил их, в границах своей епархии, приструнить. Не заплатанный подрясничек, как у преподобного Сергия Радонежского, а шикарный лимузин — принадлежность современного священнослужителя. Откуда же такое устремление к роскоши, к показательному престижу?.. Сегодня ли оно родилось в так называемой свободной церкви, или таилось всегда, придушенное государственной десницей? Ну, разумеется, мирской соблазн захватил не всех, а только, как выразился владыка, тех, кто обладает «талантами успешно работать с щедрыми людьми».
Трудно разобраться, на что и кому жертвуют щедрые люди. На церковь? На благотворительность? Господу Богу? Или конкретно Его представителю на личные нужды — с надеждой, что тот будет непрестанно молиться за их благополучие? Среди этих жертвователей не только успешные бизнесмены, но и криминальные воротилы. Молитва священника может подействовать благотворно на такого дарителя. И тот мог бы превратиться в невинного агнца. Возможно, священник именно так и молится за жертвователя. Жаль только, что он делает это небескорыстно… И сам, таким образом, становится его подельником…
Знал я одного сельского батюшку из брянских лесов. Обремененному большим семейством, ему нужно было как-то выкручиваться. На помощь пришли местные… предприниматели. И он так преуспел с их помощью, что не только храм выстроил среди глухих урочищ, но и покрыл купола чистым золотом, как в песне у Высоцкого, «чтобы чаще Господь замечал». А Господь замечает не оболочку, а Святой дух, который в новой обители, как говорится, и не ночевал. Храм на болотине с золотыми куполами пустовал, деревни-то давно вымерли, братки тоже отступились: кого посадили, кого разменяли в разборках… А священник, при обретенных связях, спланировал в Москву, в храм при одном из центральных городских кладбищ. А храм при кладбище опять же — золотое дно.
Он, между прочим, из той армии молодых священников, которые в начале девяностых проходили краткий семинарский курс (буквально несколько месяцев, а то и недель) и заступали на приходы, где зачастую и храма-то не было. Храм или строили заново, или поднимали из руин. Далеко не у всех было призвание к священству… Находились и такие, что не прослушивали и курса, и даже не имели среднего законченного образования. Под Москвой, например, на базе одного монастыря, были организованы практические занятия для будущих священников: натаскать в службе, чтобы знали ее последовательность, не перепутали главных молитв. Натаскать — без понимания глубины и символики богослужения. Что-то вроде двадцатипятитысячников, посланных партией в конце 20-х годов в деревню для организации колхозов. Они тоже оснащались политграмотой, инструкциями и в процессе «преобразования» деревни наломали немало дров.
В начале перестройки священноначалие, освободившееся от коммунистических пут, считало, что главное — застолбить место. Свято место, вроде бы, пусто не бывает… А случилось как в евангельской притче. Бес вернулся в родные места, увидев, что они отстроены заново, красиво убраны, выметены и… пусты, не заняты Святым духом. И вселился туда со своими сородичами. И стало, сказано в Евангелии, еще хуже, чем было в начале.
Но не только невежественные и корыстные священники стали рушить авторитет церкви, который в перестроечное время был достаточно высок. Обнаружились разрушители и в архипастырской среде. Слава богу, прессе тогда уже не затыкали рот. Например, новопоставленный в Молдавии епископ Петр Мустяцэ купил себе должность за… 400 000 евро. О чем поведал на заседании Священного Синода, когда его лишали епископской кафедры, но вовсе не за этот грех, а за склонность к содомии. Откуда у молодого священника такие деньги? От пожертвователей?..
Советская власть, устрашающе поработавшая на религиозном поприще, как ни на каком другом, оставила и здесь после себя тлетворное наследство. И оно пробивается, как сорная трава на вытоптанном поле.
Владыка Варсонофий хватился вовремя. И правда, священники разбушевались на своих иномарках и в трезвом, и в пьяном состоянии. И калечат людей, и давят до смерти. Кликните в интернете «Пьяный священник за рулем», или «Священник сбил пешехода», и вы ужаснетесь количеству несчастных случаев. Например, 17 августа 2012 года на Кутузовском проспекте иеромонах Илья (Павел Семин) на своем белом Мерседесе с правительственными номерами сбил насмерть двоих и искалечил третьего. И сбежал с места аварии. У него оказалось два дома: московский и загородный. Полиция караулила его там, но, прятавшийся в другом месте, иеромонах, он же сотрудник Управления делами патриархии, явился с повинной.
Лишить водительских прав, возложить дополнительные послушания на любителей «дорогих и быстрых автомобилей», пересадить на отечественные тачки, повысить приходские взносы и наложить прочие прещения, о которых говорит владыка, — тем самым можно, наверное, охладить пыл любителей быстрой езды и постыдной роскоши. Но, правду говоря, иномарка не в пример прочнее и безопасней нашей машины. А у священника в сельской местности, в той же Мордовии, много треб, много разъездов по нашим, прямо скажем, убойным дорогам.
Одними только запретами и штрафами положения не поправишь. Ведь оно свидетельствует о нравственном бескультурье, поразившем и клерикальные круги. Вспомним притчу о сеятеле. Всего лишь малая часть зерен упала в добрую почву и дала всходы. А добрая почва — это не только представители церкви, но и мы, простые смертные, не умеющие порой отличить правой руки от левой. Так что еще пахать и пахать…
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: