«И всякому есть дело до моей машины…»
16 июня 2017 Сергей Зубарев
Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам,
но горе тому, через кого они приходят (Лк 17:1)
Назвался груздем…
Народная мудрость потому и не умирает, что она – живая. Настоящая, рождённая коллективным опытом и самой жизнью, а потому – действительно актуальная. Мудрость же про груздь, которому суждено полезать в кузов – из сонма неуничтожимых. Действительно, никто не будет спорить, что законотворец пуще прочих должен блюсти закон, что пожарный вперед других должен бежать на пожар, а полицейский останавливать беспредел. Другим нерасторопность может сойти с рук, а вот «груздям» — никогда. Они всегда на острие атаки доверенного им фронта.
Однажды я брал интервью на тему быта в колониях у бывшего профессионального вора. Который, в свою очередь, когда-то «брал» даже кассу Ленфильма, прошёл всесоюзную «ломку» — Соликамск. И он ни от кого свою сущность не скрывал и говорил: «Да я – вор. И если я украл – то пусть меня посадят. Я же не против. Но вот когда ворует полицейский, или закон нарушает офицер, несущий службы в зоне, – тут возмущению моему нет предела!»
Не соглашаясь принципиально с воровской философией, скажу: и у меня гораздо большее возмущение вызывает нарушение закона не вором, а именно «служителем закона». И у многих, я полагаю, происходит именно так.
В этой связи удивительно, что многие представители РПЦ до сих пор не поняли: что бизнесмен на пресловутом «Мерседесе» и священник на том же самом «Мерседесе» — это не одно и то же. У бизнесмена – ООО, и цель ООО, на минуточку, – прибыль. Бизнесмен может быть благотворителем или не быть им – это его дело и второй вопрос, но главная цель – все-таки прибыль. А вот у священника основная работа – Церковь, а вовсе не ООО. И цель работы иная. Или это теперь не так?..
Злые люди, или «Скажи мне, кто твой друг…»
«…Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод», — сказал иеромонах Макарий (Маркиш). Ой ли? Так почему же тогда я НИКОГДА не читал и не слышал критики в адрес, например, митрополита Антония Сурожского? Глупых и злых людей рядом не оказалось? Но так не бывает, что рядом с Вашими, отец Макарий, начальниками злых людей так много, а рядом с владыкой Антонием было их так мало. Они что – с разных планет?..
Ну что ж, с гордостью становлюсь в строй вместе с глупыми и злыми людьми, потому что у меня лично возникает негодование, когда «грузди» вместо своих «кузовов» лезут в мерседесы да на фуршеты с олигархами. Это было бы личное дело «груздей», но с одним условием – если они поснимают свои рясы и перестанут называть себя последователями Христа. А покуда они себя последователями Христа считают, то пусть будут добры и вести себя соответственно, если им дорого сохранить церковь, то есть её народ.
Сегодня же получается, что российский народ (среди которого так много «злых людей») живёт, мягко говоря, не очень-то богато. И дело не в богатстве вовсе, а в существующей социальной несправедливости. Вот что пишет блогер и публицист Николай Подосокорский в статье «Всемирный день борьбы с неравенством»: «В России, как недавно писал обозреватель «Росбалта», в руках 1% граждан сконцентрировано 75% национального достояния, а соотношение доходов 10% самых богатых против 10% самых бедных граждан достигло отметки 16. И этот показатель все последние годы растет. Для сравнения, в Германии, Франции, Швеции он составляет 6-9. Россия занимает 3-е место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США и Китая, при этом серьезно уступая этим странам по общему объему ВВП и не имея как они роста экономики). Уже в конце 2015 года 70% россиян тратили на еду больше половины своего дохода. В марте 2016 года не могли вовремя оплатить коммунальные услуги 24% наших граждан, в ноябре 2016 г. — уже 27%. В целом долговая нагрузка россиян составляет более 60% от дохода. Это считается критическим показателем».
По другим данным, число бедных в России в 2016 году составляло почти 20%.
Только мне кажется, что это грустные цифры? Скажите, всечестные отцы – защитники мерседесов, что могут чувствовать люди, которые живут на 10-15 тысяч рублей в месяц, когда видят, как какой-нибудь очередной «последователь Христа» выходит из своего очередного «мерседеса»? Ладно, так и быть, скажу я: люди чувствуют неравенство, несправедливость, горькую обиду. И получается, что представители Церкви Христа – не с народом, а с тем самым 1%, в руках которых сконцентрировано 75% национального достояния. Иначе кто им дарит столь дорогие подарки? Простой народ?..
Теперь давайте подумаем: сколько людей из этого 1% заработало свои богатства путём внедрения инноваций, путём честного и трудного развития своего бизнеса? А сколько разбогатело на приватизации?.. Так скажите, о, рясофорные друзья «князей мира сего» – вам не кажется, что кто-то тут как раз и занимается «соблазнением малых сих»? А еще скажите честно: кто же ваш друг? Или вы хотите, как сказано в другой народной мудрости, и на ёлку залезть и кой-что не поранить? Не спорю, мудро. Но так не бывает…
У вас нет бизнеса (по крайней мере, официально так считается), и вы не бизнесмены. Напротив, вы рассказываете людям о нестяжательстве, о пользе скромности и том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому…» Но что вы делаете при этом?.. Так стоит ли удивляться, что именно на вас направлены штыки возмущения неравенством: роскошью одних и вопиющей бедности других. Нет, совершенно не стоит. Именно в вашей спайке с олигархами, именно с «подарками», которые вы получаете, связано народное возмущение.
Теперь я четко понимаю, что народную мудрость не обманешь. Понимаю откуда пошли все эти сказки о попах.
Не оправдали надежд
На одном сайте попался мне материал по названием «История попа на джипе». Это история, возможно, о хорошем человеке и искреннем священнике Игоре. Который, тем не менее, ну никак не может понять, почему же именно его джип вызывает негодование соседей: «— У меня во дворе стоят сотни машин, среди которых много шикарных. Но никого не заботят эти сотни. Все начинают волноваться, когда я в рясе сажусь в свой подержанный джип». Я же, в свою очередь, не понимаю, как можно не понимать очевидных вещей? Церковь и её священники – вообще-то организация не коммерческая, то там, то здесь, просящая пожертвований. И при этом у отца – джип. Понимаете, друзья, «джип» — это не дешевая в обслуживании машина, а с учётом нынешних запчастей… И если вы просите пожертвовать, протягивая ящичек для подаяний из окна джипа, то, извините, у любого здравомыслящего человека не может не возникнуть вопрос…
Налицо ситуация, когда у РПЦ есть средства, и немалые! Просто их распределение устроено абсурдно плохо, непрозрачно и несправедливо. Так что вопрос к руководству церкви: наладьте уже нормальную систему распределения, тогда и храмы будет на что реставрировать, и священникам рядовым нормальную жизнь обеспечивать.
У меня есть друзья из среды довольно успешных предпринимателей. Один из них недавно продал практически новый автомобиль марки «Лэнд Крузер». На вопрос: «Зачем?» он ответил: «Слушай, очень дорого содержать. Страховать, заправлять. Очень дорогие запчасти, и слишком большой риск угона – в общем, слишком роскошно». И он купил машину подешевле. Это мне говорил человек, имеющий собственное деревообрабатывающее производство и большие выставочные дома в Санкт-Петербурге и Москве. Отцы, вы серьёзно до сих пор считаете ваши «джипы» да пацанские «крузаки» просто средством передвижения по бездорожью?..
У меня с детства церковь ассоциировалась с чем-то неземным, антимещанским – и запах ладана тогда казался мне запахом протеста тоже. Все думают о еде и бизнесах, а отец Василий (желаю его душе доброго небесного жития) думает о молитве. Вон из-за пригорка видна его потертая каска, а вот – виден и его мотоцикл, который несёт, тарахтя, отца Василия в райцентр отвоёвывать у советской власти очередные церковные права. Да, вот такой отец был!..
А вы? Вы не оправдали моих надежд, мещане-материалисты. И не из-за машин своих, нет… А просто в принципе. Из-за своей послушности, из-за согласия с этой системой, плодящей раздрай и неравенство (это я сейчас далеко не ко всем отцам обращаюсь, если что).
Извините, Вы мою нанопыль задели
Человек чаще всего переживает из-за того, что ему на самом деле близко. Согласитесь, если что-то нам совершенно фиолетово – ни переживать, ни «раскачивать лодку» мы из-за этого не будем. И обижаемся мы чаще всего именно на близких людей. Так вот, я считаю, что православие русскому человеку близко на уровне культуры, на уровне какого-то психологического кода – даже если человек агностик или атеист. А значит, на каком-то уровне православие и православная культура русскому человек дороги – что бы он при этом не говорил. То есть повышенное внимание, неравнодушие к православию и церкви должно радовать, а не огорчать её представителей.
Еще человеку дорого иметь маяк, причал, ориентир, идеал. Иисус Христос, Будда, Махатма Ганди, Че Гевара – все это идеалы личностей, которые РАДИ счастья других людей жертвовали СВОИМ благополучием, возможностью богатеть и жить по-мещански удобно. И вот когда какие-нибудь чиновники от КПРФ называют себя коммунистами, мы волей-неволей сравниваем их дорогие костюмы с потертым хаки Гевары, их «деятельность» (в парламенте) с буквально героической врачебной деятельностью Гевары – и смотрим на таких коммунистов косо. Мол, ребята, смените вы уже название, а! Хватит называть себя теми, кем вы уже давно не являетесь.
Вот именно то же самое происходит, когда мы сравниваем главных последователей Христа со Ним Самим. Христос был всегда с простым народом, в простой одежде, за простым столом (а порой и без стола вовсе). Сравните его с нашими церковными начальниками… Христос не имел часто где «преклонить главу Свою». У наших же – какая-то нанопыль, суды, часы, «крузаки» по 6 млн… Иногда все это мне напоминает спектакль по дискредитации христианства. Только кто режиссёр? И есть ли он? Или это просто импровизация плохих актёров в дорогих костюмах священнослужителей?
Разве не ясно, что своими дорогими, часто даже роскошными вещами вы соблазняете «малых сих»? Ребята, смените уже название. И вопросов к вам не будет, поверьте. Занимайтесь спокойно своим бизнесом, и никто вам худого слова не скажет!
Однажды мой друг, телеоператор ВГТРК, снимал патриаршую службу. С тех самых пор он перестал жертвовать на церковь. Очень его понимаю. И виноват в этом точно не он.
Да, горе тем, через кого приходят соблазны. Это точно.
Читайте также: