«Ибо Господь поборствовал по нас, ибо воевали стихии со стороны нашей»

28 апреля 2022 Ахилла

Этот текст написан почти три года назад, но актуальность его только возросла (прим. 2022 г.).

На страницах «Ахиллы» мы часто публикуем новости о духовных «скрепах» между российским, путинским милитаризмом и его горячим одобрением со стороны спикеров РПЦ. Читаем, как освящаются «главные» иконы родов войск, строится «главный храм Вооруженных сил РФ», как священники и архиереи пропагандируют мощь российской армии и «патриотизм», который скорее ближе к захватнической военщине.

Но не надо думать, будто это какая-то особенность нынешнего руководства РПЦ — на самом деле так было во все века на Руси, когда духовенство своими проповедями утверждало боевой дух армии, одобряя любые действия государства в военной сфере. Вот для примера отрывки из «Слова, … при освящении знаков новаго военнаго ордена святаго Великомученика и Победоносца Георгия», сказанного в 1769 году будущим знаменитым московским митрополитом Платоном (Левшиным) (1737–1812) в присутствии членов Синода, императрицы Екатерины II и наследника престола Павла Петровича, законоучителем которого был сам Платон.

«…Самые первые Российские князи мужеством своим не соседей токмо, но и дальних содержали в границах справедливости и в почтении к себе. Их власть распростиралась по берегам Дуная; на их геройство не один раз с удивлением взирали стены Константинопольския, и сей, Европу и Азию соединяющий, град Российскому скипетру жертвовал данью.

…Имя «Россиянин» стало у всех народов почтенное, у недоброжелателей страшное: где Российския знамена показываются, там и мужественный неприятель приходит в сумнение, — там и мудрый политик находит затруднение, как отвратить опасность. Мужеству воина нашего все места стали проходимыми, все крепости перестали быть неприступными. Границы Российския столь распространились, что превзошли границы древней Империи Римской и всей Европы; и если бы ныне Россия не восхотела своих пределов расширять далее, то не для того, аки бы под Божиим предводительством не могла она мужественно стремиться до концев вселенной; но что уже почла бы себя обильно удовольствованною настоящею славою.

Зря на сие с удивлением, окрестные народы, изобрели способ для себя полезнейший, для нас славнейший: начали искать покровительства России и почитать себе за честь быть в союзе с отечеством нашим.

…Россия покоилась в объятиях мира и наслаждалась в тишине плодами славы своей. Страшный военный звук молчал, и храброе оружие отдыхало. Сей сладкий покой отважился помутить вероломный неприятель и дерзнул разбудить спящаго льва. Возстал воин против своего хотения, гневаясь на дерзнувшаго безпокоить его; и тотчас мужество россиян открылось в прежней славе, или и большей. Ибо Господь поборствовал по нас, ибо воевали стихии со стороны нашей, и Днестр почти то же стал агарянину, что древле египтянину было Чермное море. Бежит дерзкий неприятель, оставляя везде по следам своим страх и стыд. Входит россиянин в его пределы, занимает его княжения, доходит до брегов Дунайских и, находясь теперь в сем славном течении, простирает желания свои и намерения далее. Таковыя действия воинства нашего коликою радостию исполнили все отечество, и коликия надежды впредь вложили в мысль нашу — того слово мое изъяснить не может».

Ну а далее Платон увещевает боголюбивое воинство, как оно должно возрадоваться тому, что государыня императрица соблаговолила придумать цацку, которую могут на некоторых героев потом навесить, а церковь будет потом молиться, коли солдаты жизнь свою за славу отечества и веру православную положат на поле битвы.

Так что меняются только имена правителей, церковных ораторов да новых «нечестивых агарян», врагов нашего славного отечества, но суть не меняется — не нарывайтесь на нас, избранных детей Божьих, а то как распространим славу и мужество наши по вашим берегам и границам, ну и заодно империю свою расширим. Во славу Божью и наших искандеров.

Читайте также: