Идеальный диакон

28 августа 2018 диакон N

Недавно в фейсбуке увидел пост одного священника, который у себя поместил интересную и ироничную заметку матушки Екатерины Каптен об идеальном священнике (еще за 2017 г.). По образцу, позволю себе описать «идеального» диакона.

Итак…

Реденькая бородка, напомаженные волосы (пробор посредине). В меру пьющий (непременно водку), глупо улыбающийся всем, кто старше его по званию и статусу. Всем известно, что даже вчера рукоположенный священник априори знает больше диакона, хоть и прослужившего более 20 лет. Перманентная придурковатость (особенно в вопросах высокого богословия) остаётся и до нашего времени непременным атрибутом диакона.

Дьякон непременно должен служить везде, где только можно (но боже упаси деньги за это брать!). Если приходится служить архиерейские службы, то с ним можно расплачиваться холодными пирожками да коврижками. Если Чаша — литра три, то потреблять ее следует исключительно самому (неважно, что служили 15 человек). Остатки с праздничной трапезы можно взять с собой, правда, только не с архиерейского стола. А то вдруг там ещё останется несколько осетровых или форелевых слайсов.

Вечером должен непременно явиться на вечернюю службу (ничего, что шестеричную — чтобы навыка не потерять и не расслабляться).

Выходных должно быть поменьше. Опять же — дежурства, занятия в разных воскресных школах да кружках.

Жена у диакона должна быть непременно работницей социального центра, с зарплатой ниже среднего. Райсобес подойдёт. Внешность у неё должна быть вовсе неприметной, чтобы никого не смущать и не соблазнять.

За общими трапезами, которые устраивает раз или два в год отец настоятель, она должна сидеть максимум возле свечниц и уж ни в коем случае не рядом с супругой настоятеля или, чего доброго, возле храмового бухгалтера. Это уже совершенно недопустимо и чревато небольшим скандалом.

Она должна обладать слухом и сносными вокальными данными. Пригодится заменить кого-то на службе. Разумеется, денег за это никаких, разве только условную сумму, на печеньки — она ведь не зарабатывать в храм пришла.

Дети диаконские от поповских должны отличаться тем, что к поповским деткам следует относиться с особенным уважением. И чтоб одежда детей дьякона была ни в коем случае не ярче и не моднее, чем у поповичей.

Автомобиль — только в порядке исключения и только б/у. Родительский «Москвич» будет самое то.

Жалование. В идеале, лучше бы его не получать совсем, но такое практически невозможно, особенно теперь, когда с налоговой требуют всякие ндфлы и проч. На приходе же можно заметить, что не многие прихожане догадываются, что диакон так же нуждается в средствах, как и священник.

Отпуск не нужен, так как отдыхать не на что. Да и детишкам нечего лишний раз ездить на море, а то ещё привыкнут! Пусть трудятся с батей, показывают пример семейной общности и единогласия.

Знаком с такой ситуацией, когда после архиерейских служб (особенно это развито в женских монастырях) мать настоятельница в 90% случаях не считает нужным отблагодарить дьякона. Видимо, тут сказывается обычная «хозяйственность» и экономия средств. Но, разумеется, эта «экономность» не относится к застольям после службы. Тут уж, брат, только успевай пуговки на животе расстёгивать! Выходит, что диакон служит как бы за еду. Ну, а то, что с ним в этот момент на трапезе рядом нет его матушки и деток — это уж его проблемы.

Вот и получается, что он должен как-то выкручиваться, окружив себя мелкими подработками, типа ведения всевозможных кружков, в свободное время помогая в строительстве нового приходского корпуса, в качестве чернорабочего; либо, если он имеет водительские права, — в качестве водителя настоятеля (но это уже совсем большая удача)

При этом жаловаться на жизнь, печалиться по поводу вечного отсутствия денег совершенно недопустимо. В итоге большинство диаконской братии после 10–15 лет служения начинает потихоньку спиваться. И таких примеров лично я видел огромное количество. Создаётся впечатление, что эта прослойка священнослужителей является неким рудиментом, способным разве что поорать на службе погромче да во время застолий перемежать тосты залихватскими песнями. Поэтому многие считают оставление в диаконском чине более чем на год сущей каторгой, стремясь как можно поскорее рукоположиться в вожделенный пресвитерский сан, дабы потом уже «законно» шпынять своего бывшего коллегу, который задержался в этом чине подольше.

Вывод: чтобы быть диаконом, лучше всего при этом также быть сыном владельца автозаправки, либо зятем маститого и уважаемого протоиерея, а ещё круче — благочинного, чтобы все житейские проблемы разрешались одним только словом почитаемого тестя. Аминь.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: