Как наказать митрополита?

15 декабря 2020 Алексей Плужников

Как сказал на днях наш знаменитый автор многочисленных церковных мемов, на сей раз в адрес архиереев: «Владыки святые — вы ж святые, вы ж не по земле ходите, вы по орлецам ходите!»

И действительно, наш епископат всем отличается от остального клира, священников и диаконов, а также от монашествующего клира — не только размером власти, количеством денег и т. п., но даже и другими, более мелкими, казалось бы, вещами.

Мало того, даже внутри епископата в последние годы эта сегрегация становится все более отчетливой, например, разница между епископом и митрополитом.

Напомним некоторые положения РПЦ о наградах духовенства (эти положения менялись в 2008, 2013 и 2017 годах).

Не будем тут касаться белого духовенства, скажем только о черном. Для иеромонахов раньше саны игумена и архимандрита были просто наградами (как для белых попов сан протоиерея или протопресвитера). В конце девяностых — начале двухтысячных, помню, трудно было встретить просто иеромонаха, потому что все вокруг сплошь были игуменами (при этом служили чаще всего на городских, «немонашеских» приходах) и архимандритами.

Потом это попытались немного ужесточить, и в игумены поставлять только тех, кто становился настоятелем и наместником монастыря:

«Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах», говорится в Положении о наградах РПЦ самой свежей редакции.

То есть в монастыре может быть такая ситуация, что руководит монастырем игумен, а под его началом могут быть и несколько архимандритов и других игуменов, которые просто носят эти звания как личную награду. Сам же настоятель, лишившись должности игумена монастыря, может остаться в этом же монастыре «просто игуменом», без власти, но с утешением в виде почетного статуса.

Касательно епископата, в редакциях 2008 и 2013 годов была похожая ситуация:

«Последовательными наградами для епископата являются:

  • возведение в сан архиепископа;
  • возведение в сан митрополита».

То есть каждый архиерей сидел в областном центре (все это было до реформы патриарха Кирилла по разукрупнению епархий, когда каждая епархия полностью совпадала в границах с гражданской областью), и за выслугу лет получал последовательно то бриллиантовый крестик на черный клобук (архиепископ), то белый клобук митрополита.

При этом подчеркивалось, что все равно все они — епископы, одинаковые по достоинству, отличающиеся лишь выслугой лет. И наказать любого из них могли очень просто, если кто-то не справлялся на своей кафедре или проштрафился — его отправляли в наказание в «плохую», бедную или отдаленную, епархию, куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток из уютной европейской части страны.

Но в связи с «разукрупнительной» реформой ситуация кардинально изменилась, что и отразилось в Положении о наградах 2017 г.:

«Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.

Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию».

Таким образом, получилась парадоксальная ситуация. Епископ ныне — это мелкий князек, в «деревенской» епархии, вынужденный иметь над собой начальником местного митрополита, который является главой архиерейского совещания митрополии.

Архиепископов осталось немного, они как бы в сторонке, сами по себе.

А вот с митрополитами ситуация интересная. Если для епископа сан митрополита — это шаг наверх, в областной центр, в более богатую епархию, под бочок к мэрам и губернаторам, то для митрополитов теперь все шаги возможны только в горизонтальной плоскости. Если ты стал митрополитом, то теперь тебя, хоть в награду, хоть в наказание, могут перевести только в другую митрополию, на место другого митрополита, но никак не вниз — ни в отдельную, архиепископскую епархию, ни в «деревенскую», епископскую.

То есть даже провинившийся митрополит (ну, не настолько, чтобы его отправить на покой) отправляется на равнозначную должность начальника, он снова становится главой митрополии. Получается ситуация как у чиновников высшего ранга, которых даже в наказание переводят все равно на примерно равнозначную должность (хотя все равно могут и понизить). У митрополита «наказание» может заключаться лишь в том, что новая митрополия будет ему казаться слегка похуже, победнее или попроблемней, чем его предыдущая (вот как, например, для митрополита Кирилла Наконечного может показаться (а может и нет) Казань после Екатеринбурга).

Продвижение епископов вверх теперь возможно только в случае смерти митрополитов или отправки их на покой, как, например, смерть казанского митрополита Феофана (Ашуркова) дала возможность «наказать» екатеринбургского митрополита и возвысить до митрополита (уже навсегда, без страха «дороги вниз») епископа Евгения (Кульберга). Кульбергу больше не грозит никогда ни условный Урюпинск (дада, в Урюпинске тоже есть епископ, то, что раньше было хохмой, стало давно былью), ни Нижний Тагил, откуда он пошел на повышение в Москву буквально этим августом.

Таким образом, в РПЦ последних лет сложилась новая феодальная иерархия — во главе с верховным сюзереном, королем-папой, патриархом Кириллом, для которого даже Синод — лишь формальная фикция, где митрополиты лишь пешки; с митрополитами, которые шагнули на самый верх епископской лестницы и которые теперь никогда не могут «оступиться» и понизить всерьез свой статус; с архиепископами и епископами, которые жаждут получить митрополичью шапку, чтобы выбраться навсегда из своей Тмутараканской епархии, в которой 15 клириков и нищие сельские приходы.

«Все животные равны, но митрополиты равнее», говорит новая ненародная мудрость РПЦ.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: