Каноническая территория, или Надменность власти мирской и духовной
26 сентября 2018 Алексей Плужников
На сайте Православие.ру 25 сентября был опубликован материал под названием «Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь». Автор — профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии, автор учебников по церковному праву и церковной истории протоиерей Владислав Цыпин. Фигура известная, солидная, официальная.
Статья эта посвящена, как указывается в подзаголовке, «канонической и экклезиологической оценке действий Константинопольского Патриархата». Так как я не ученый, не канонист и даже семинарию не окончил, то я не буду комментировать каноническую или экклезиологическую сторону вопроса — кто прав, кто виноват в вопросе правомочности предоставления автокефалии Украине Вселенским патриархом. Но я выскажу несколько своих замечаний к статье отца Владислава с точки зрения здравого смысла стороннего наблюдателя.
Начало статьи доктора церковной истории говорит само за себя — в каком ключе будет идти разговор: в алармистском, читателя сразу пугают громкими словами:
«Грех раскола не смывается даже мученической кровью.
Святитель Иоанн Златоуст
Единство Вселенской Православной Церкви поставлено под угрозу. Острота переживаемого кризиса сопоставима с самыми трагическими событиями в истории Церкви: с отпадением от Православия Римского престола, с принятием Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом в 1439 году. Бомбой, взорвавшей церковный мир, стало вмешательство патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела входящей в состав Московского Патриархата самоуправляемой Украинской Церкви…»
Итак, вопрос автокефалии в Украине ставится в ряд с глобальными событиями Великой схизмы и Флорентийской унии. Но ниже Цыпин пишет:
«Патриарх Мелетий IV, пользуясь развязанными против Русской Церкви кровавыми гонениями, дерзнул распространить свои юрисдикционные претензии на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате событий 1917 года в новообразованных государствах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии. Патриарх Мелетий IV пошел тогда навстречу политическим интересам правительств этих государств, которые побуждали местное священноначалие просить Константинопольского патриарха о принятии их в свою юрисдикцию. Так, в 1923 году в юрисдикцию Константинополя без согласования вопроса со священноначалием гонимой Русской Церкви были приняты православные епархии в Польше, Финляндии и Эстонии, в 1924 году патриарх Григорий VII канонически незаконным образом предоставил автокефалию Православной Церкви в Польше, в 1935 году патриархом Фотием была принята в константинопольскую юрисдикцию Латвийская Церковь».
Таким образом, выходит, что Константинопольский патриархат уже раньше — и неоднократно — совершал антиканонические и антиэкклезиологические действия, «вторгаясь на каноническую территорию Русской Церкви», даруя автокефалии и принимая национальные Церкви под свою юрисдикцию. Так почему же те события вы не называете сравнимыми с Великим расколом и унией и не разорвали еще тогда общение навсегда с таким нехорошим и вредоносным Константинополем? Почему вы скушали его злодейства и продолжали его поминать, и заседать на «братских» встречах, сослужить вместе? Или ваши поступки — поступки священноначалия РПЦ — обусловливались не канонами, а политическими интересами?
Кстати, о политических интересах. Весь пафос статьи Цыпина выражен в его презрении (отражающем общую позицию священноначалия РПЦ, единую с кремлевской) к Украине, как государству, точнее, к тому, что автокефалию у Константинополя просит не «каноническая церковь», а правительство. И тут Цыпин в эпитетах не стесняется:
«…автокефалии на Украине домогается лишь ее „досточтимое правительство“.
…Политическая подоплека затеянной авантюры настолько прозрачна, что в особых комментариях не нуждается. Скоропалительность принятых акций очевидным образом скоординирована со сроками избирательной кампании на Украине; предпринятые действия нацелены на продление власти украинских политиков, осуществивших государственный переворот в Киеве и ввергших страну в гражданскую войну; а за этим одолжением марионеточному киевскому режиму стоит и плохо скрываемая услуга несравненно более могущественным силам, которые, как это было в свое время заявлено устами одного из самых авторитетных американских политологов, главное препятствие в стремлении к мировому господству обнаружили в самом существовании Православной Церкви».
Проще говоря, во всем виноваты США, которые давят на «марионеточный» Константинополь и на «марионеточное» правительство Украины, — в общем, бесконечный, набивший оскомину коллективный анчихрист «бжезинский», которому мешает установить мировое господство только РПЦ (последний «удерживающий», или в более веселой риторике одного из клоунов от российского госправославия: «Только союз Патриарха Кирилла и Президента Путина спасет Россию (и весь мир, конечно)!»). И эта риторика слово в слово уже не раз проговорена вслух спикерами РПЦ. Под этим понимается, что в политические игры играют только сильные: США и Россия, а всякая прочая марионеточная мелочь должна помалкивать, дрожать и слушаться того, кого надо слушаться. В данном случае, УПЦ должна слушаться и подчиняться только Московской патриархии, которая, в свою очередь, находится под крылом великой державы, могучей и непобедимой, честной и справедливой, несущей свет и прочие искандеры в мир — России. Точнее — Кремля.
И после этого вы считаете, что у верующих граждан другого, независимого государства не возникнет устойчивого желания отодвинуться от вас подальше? От вашей благословляющей стальной длани? Да нет, как раз риторика спикеров РПЦ и УПЦ МП вполне прояснила позицию: если кто хочет отделиться — тот предатель, марионетка, раскольник, еретик и иуда, а кто готов подклонить выю под Гундяева и Путина — те канонические лапочки и экклезиологические няшки.
И уважаемый доктор церковных наук, автор учебников и прочих регалий отец Владислав Цыпин не стесняется заявлять:
«Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем большинства на всех этих уровнях. Между тем значительное большинство епископата, духовенства и мирян канонической Украинской Церкви дорожит узами, связующими ее с Церковью Русской, дорожит своей принадлежностью к русскому миру; к обособлению от него, к отделению не стремится, а значит, нет канонически значимого повода для учреждения новой автокефалии».
Батюшка, поднимите свои глаза и посмотрите в лица людей, некоторые из которых даже слегка касались изучения церковной и светской истории, хотя бы в самом обобщенном виде, — вам не стыдно? Когда мнение мирян да и духовенства особо кого интересовало, тем более до ХХ века? Во все века все вопросы автокефалий, соборов, канонов, территорий и прочего решали только епископат и правители. И чаще всего — именно светская власть, особенно в Византии. И уж тем более так было в России. Вся каноничность Русской Церкви всегда была в руках одного человека — царя или царицы. Может, вам напомнить статью из «Основных законов Российской империи»?
«Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (…) В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви» (Основные Законы, ст. 42 в изд. 1832 г.).
Где же ваши возмущения, анафемы и пафосные речи про «надменность власти мирския»? Не Русская ли Церковь была безвольной марионеткой в руках правителей столетиями?
Еще цитата из статьи Цыпина:
«…назначение экзархов, направленных Константинопольской Патриархией в Киев, является актом вторжения на не принадлежащую ему каноническую территорию. Это деяние, виновные в котором, согласно 2-му правилу Сардикийского Собора, подлежат не только извержению из сана, но, как сказано в этом каноне, „никто из таковых, ниже при кончине своей, не будет удостоиваем общения, даже наравне с мирянами“. Тем более заслуживает осуждения вмешательство в дела иной Поместной Церкви. 8-е правило III Вселенского Собора гласит:
„То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков“».
Обращаюсь ко всем читателям (верующим — особенно), глаза, уши и разум которых еще не до конца затуманены церковным сленгом: прочитайте внимательно эти слова правила Вселенского собора: про «надменность власти мирской» и про «не простирал бы власти», «под рукой его и предшественников», «епархию подчинил». Прочитайте эти слова и пропустите их через мышление человека XXI века, а также через свой опыт, если он имеется, церковной жизни: понимаете ли, что вы, простые миряне и духовенство, — просто пешки на их «канонических территориях», и так было всегда? Вы понимаете, что их не интересуют ваша жизнь, совесть, свобода, братство, любовь, единство в духе, добрососедство? Понимаете ли, что кроме власти «мирския» и «духовныя», кроме своих амбиций, в духе еще той имперской византийщины (Третий Вселенский собор — первая треть пятого века), их практически ничего не волнует?
Поэтому патриархи любого патриархата во все времена всегда найдут каноны, правила и обычаи, легитимирующие их поступки. Поэтому всегда найдутся церковные спикеры и профессора богословия, которые обставят эти амбиции иерархов большим количеством ссылок и цитат из пыльных манускриптов. Поэтому всегда найдутся те горячие публицисты и прикормленные журналисты, которые с упоением будут доказывать черноту и грязноту «врагов» и белизну и святость «своих», закрывая глаза на точно такие же свинства, вранье и политические амбиции с обеих сторон.
Но, повторюсь, ваша свобода, ваша жизнь и даже спасение вашей души их совершенно не интересуют — хотя они об этом будут трубить и с видом оскорбленной невинности доказывать, что именно своими действиями — запретами, анафемами, угрозами, враньем, лицемерием, подкупами, интригами и проч. — они «заботятся» о вас, простых верующих и рядовом духовенстве. Нет, заботятся они — и так было во все века «имперского» и постимперского православия — только о себе: своей власти и своих доходах, которые они желают выжимать со своих «канонических территорий». То есть с вас. И для этого у них всегда найдется канончик.
Рисунок Вячеслава Полухина
Читайте также:
- Москва начала войну с Константинополем: при чем здесь православные
- Христос и автокефалия
- Почему раскол — это хорошо
- Благодать Духа и дышло каноническое
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: