«Кругом измена, трусость и обман»
26 мая 2017 Василий Иванов
Наверное, эта цитата приходит в голову людям, смотрящим на нас из Рая.
Могу ли я понять тех, о ком была написана эта фраза? Я прекрасно их понимаю.
Потому что я предавал, трусил и обманывал. Буду ли я это делать в будущем? Не знаю, но постараюсь этого избежать.
Знаю ли я о проблемах, которые существуют среди православных и называющих себя православными у нас в России? Наверное, немного знаю.
Видел фото с часами «брегет», видел фото с яхтой, видел священнослужителей на дорогих машинах, знаю теплохладных священников, заблуждающихся священников. Видел пышную организацию приезда архиерея и разговор про конверт, видел нулевую социальную и миссионерскую работу прихода. Видел совместную трапезу прихожан в деревенском храме и тотальную разобщенность верующих в столичных храмах. Слышал о банке «Пересвет», печатях беспошлинного ввоза, безнаказанном гомосексуализме и педофилии среди действующего священноначалия, феодализме архиереев, интригах и духовном вреде в монастырях, об угодничестве сильным века сего, переводах на «хлебные» приходы своих людей, о финансово ориентированной политике епархиальных властей… Ничего не забыл?
Много проблем нерешенных? Много.
Было ли такое раньше? В той или иной степени было практически всегда. Сначала в Византии, потом у нас. Например, свт. Иоанна Златоустого целым собором в изгнание отправили. Да и многие преподобные писали о пороках общества их времен – теплохладность, продажа священнических мест, корыстолюбие, ереси… Писали об этом и в четвертом веке, и в пятнадцатом, и в девятнадцатом. «Званных» много, избранных – мало.
Каждый относится к этим проблемам по-своему.
Ряд лжецов, формально причисляющих себя к православию, на самом деле представляет собой полностью расхристанных людей, которые используют Церковь только в своих корыстных целях. Поэтому им такое вполне по душе.
Ряд людей – малодушничает и молчит. «Потому что семья», «потому что ничего не изменишь», «потому что бессмысленно»… Однако, молчанием предается Бог. И Имя Божие, бывает, «хулится среди язычников» из-за нашего попустительства. И «развращенных из среды нас» не извергаем, хотя апостол Павел говорил, что это необходимо делать.
Ряд людей – просто равнодушен к судьбам людей, делающих первые шаги к Христу, и судьбам неопытных членов Церкви, сталкивающихся со всем этим.
А есть люди, которые «выбрасывают с водой и младенца», переставая «верить во едину святую соборную и апостольскую Церковь». Которые отворачиваются от Бога из-за того, что «кругом корыстолюбие», «из монастыря сделали смесь секты с каменоломней». Иногда люди спотыкаются о какой-то кривотолк Евангелия, неправильно понятое изречение святых отцов, спотыкаются о псевдостарцев, ложную духовность или что-нибудь еще. Некоторые из них возвращаются, некоторые остаются нецерковными, а иные становятся иноверцами, агностиками или безбожниками.
У всех нас был момент, когда мы стали сознательными христианами. Уверовали в Бога, влились в Православную Церковь, перечеркнули прошлую греховную и безверную жизнь. Момент, когда мы почувствовали Истину и увидели ее своим духовным зрением. Бог давал каждому из нас силы сделать первые шаги. Мы беззаветно верили в Бога, «забывая заднее, простирались вперед, стремились к цели во Христе Иисусе» и в этом нам помогали потоки Божией Благодати. Но период «неофитства» прошел, и потом пришли первые трудности. Эти трудности не были связаны с нашим возрастом, с семейным положением или временем года. Просто пришло время доказать свою веру. Доказать делами. Доказать стойкостью в искушениях как слева, так и справа.
Давайте вспомним святых. Их гнали и притесняли зачастую свои же православные христиане, они подвергались клевете, становились жертвой интриг, их настигали репрессии за то, что жили правильно и обличали неправду. Они видели вокруг всю ту же картину – все тех же «иуд», «корыстолюбцев», «карьеристов» и «блудников». Видели «захожан», лицемерие, интриганство и теплохладность вокруг. Но это не заставило их отвернуться от Христа, потерять веру в Бога, сдаться, сбежать, уйти в запой или блуждание ума. Наоборот – в испытаниях их дух становился сильней, а вера – крепче. Они не впали в лицемерие, малодушие или леность, а лишь все больше и больше преуспевали в добродетелях. Крепка и непоколебима была их вера в Бога. Она была просто сверхъестественна.
Вернемся же к проблемам. Наивно мечтать, что должен прилететь сонм ангелов и навести порядок – кого-то научить, а кого-то проучить. Или что появится из ниоткуда духоносный патриарх, и все мы мигом исправимся. Увы, никто другой этого не сделает, кроме нас самих. Никто другой не поможет лежачей бабушке-прихожанке, кроме нас самих. Никто другой не организует приходскую жизнь и молодежную службу при храме, кроме нас. Никто другой не «извергнет развращенного», кроме нас. Никто другой не скажет вору, что он вор, кроме нас. Никто другой не защитит еще не родившуюся человеческую жизнь, кроме нас.
Читайте также: