Митрополит Феофан (Ашурков) рассказал о своей печали по СССР
29 июля 2018 Алексей Плужников
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) тоже решил стать видеоблогером — начал общаться с православным народом через Youtube. На сайте епархии было опубликовано интервью с ним о том, как праздновалось тысячелетие Крещения Руси в 1988 г.
Вспоминая годы жизни в СССР, митрополит обрушивается на идеологию того времени:
«Атеизм на протяжении всего периода Советской власти был направлен на то, чтобы стереть из народной памяти понятие о Боге. Все, что связано с религией, постараться, если возможно, уничтожить — в первую очередь, людей. Епископат, духовенство, десятки и сотни тысяч верующих были репрессированы и погублены. Примером этих зверств стал Бутовский полигон. Делалось все, чтобы религию не просто, как сейчас объявил Запад, „вытеснить на обочину жизни“, а, если возможно, окончательно уничтожить».
Но кто уничтожал верующих и храмы — неясно. Потому что о Сталине митрополит Феофан говорит кратко, но уважительно:
«Были разные моменты взаимоотношений Церкви и государства, государства к Церкви. Когда было трудно, как в годы Великой Отечественной войны, о Церкви начинали вспоминать. Иосиф Виссарионович Сталин пригласил в Кремль трех митрополитов и сказал, что нужно Церковь поднимать. Тогда пошла речь о восстановлении Патриаршества. Митрополиты, особенно Сергий (Страгородский), попросили выпустить из тюрем духовенство и верующих. Было восстановлено Патриаршество, и Сергий стал Патриархом».
Из этих слов получается, что только благодаря Иосифу Виссарионовичу отношения государства с церковью стали лучше, и вообще это генералиссимус решил «Церковь поднимать». Почти равноапостольный князь получился, защитник веры.
А вот хрущевскую «оттепель» иерарх клеймит:
«Затем был период, когда казалось, что все более-менее налаживается — улучшились отношения, начали открываться храмы. И вдруг — так называемая „оттепель“ хрущевская. Кто-то говорит о неких либеральных послаблениях, которые она принесла, но для Церкви наступила суровая зима. Я застал этот период — тяжелейшие испытания, клевета, вновь репрессии и надругательства, вновь унижение верующих, закрытие храмов и монастырей. Это тяжелейший церковный период».
Насчет «застал период» — во времена оттепели будущему митрополиту было от 6 до 18 лет (род. в 1947 г.), вряд ли он успел осознанно пережить «клевету и надругательства». «Некие либеральные послабления» — это, наверно, те люди, которые массово стали наконец выходить из сталинских лагерей? О них говорится так пренебрежительно? Этот период митрополит называет «тяжелейшим» — не период сталинских застенков, расстрельных рвов и ГУЛАГа, а вот это время. Из церковной истории РПЦ ХХ века известно, что именно в этот период епископы и часть священства жили очень хорошо в финансовом плане. К тому же сам епископат активно помогал власти закрывать храмы и сгонять неугодных священников, о чем писал исповедник Борис Талантов, о чем также было написало знаменитое письмо священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана.
Но несмотря на десятилетия гонений, репрессий, клеветы и прочего атеизма Феофан сетует по поводу распада СССР:
«После распада Советского Союза Церковь вздохнула еще более свободно. Сразу хотел бы предупредить наших зрителей, что мы были совсем не рады, когда распалась великая страна. Это до сего времени день печали. Но новые условия в России позволили Церкви активно возрождаться».
Такой вот патриот — нас гонят, убивают, атеизм насаждают — но мы за «великую страну», готовы быть песчинками под ногами палачей, лишь бы гордиться величием родины…
Зато сейчас для архипастыря, с одной стороны, время возрождения, но с другой — еще хуже, чем при Сталине и Хрущеве:
«А что сейчас? Бога забыли — родители брошены, традиции забыли — семьи распадаются, не рождаются дети, появляется непонятная вражда. Почему? Потому что пустота в душе без Бога».
И действительно: откуда же берется эта «непонятная вражда» у людей по отношению к своим духовным пастырям, которые кланяются Сталину и печалятся о гибели СССР?..
Читайте также:
- Митрополит Феофан (Ашурков) освятил ракетный корабль
- Новейшая история Челябинской епархии, или Способна ли Церковь вести диалог с обществом?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: