Митрополит и вирус: GAME OVER!

14 декабря 2020 отец Олег

Сдается мне, что настала пора выдавать премию Дарвина не только отдельным личностям, которые умудрились самоликвидироваться и избавить человеческую популяцию от своего присутствия по причине собственной глупости, но и целым организациям, которые создают для своих членов идеальные условия для такого «подвига».

Такая мысль пришла мне в голову в связи с очередным заявлением митрополита Илариона (Алфеева):

«Русская православная церковь (РПЦ) не планирует переходить на одноразовые ложки для проведения причастия. Об этом заявил в эфире телеканала „Россия 24“ глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, передает радиостанция „Говорит Москва“. Священнослужитель высказал мнение, что действующих из-за пандемии коронавируса ограничений достаточно в условиях нынешней эпидемической ситуации. Он добавил, что переход на одноразовые ложки может вызвать протест у прихожан. При этом митрополит указал, что в соответствии с учением Церкви „святые дары, то есть тело и кровь Христовы, являются источником исцеления, они не могут быть источником заражения“».

У этого заявления очень интересная аргументация, выраженная в словах «в соответствии с учением Церкви».

Я не знаю, есть ли в каких-либо церковных канонах соответствующий пункт, гласящий, что через Причастие не может передаваться инфекция, но я исхожу из того, что тот, кто позволяет себе что-то утверждать, тот и обязан доказывать. Пока ни митрополит Иларион, ни кто-либо еще из наших доблестных пастырей и архипастырей такого уставного положения или какого-либо «консенсус патрум» по этому поводу не огласил. Поэтому ссылки на «учение Церкви» оставим без комментариев.

Но, тем не менее, я хочу заступиться за досточтимого митрополита и сказать, что в данном случае он повел себя в полном соответствии со своими христианскими убеждениями и, как верующий человек, был абсолютно прав, проявив в данном случае прекрасный образец догматического мышления, идущий вразрез как с медицинской наукой, так и с простым здравым смыслом. Чтобы это понять, просто поставьте мысленный эксперимент: представьте себе, что ко Христу принесли расслабленного и Христос, вместо того чтобы исцелить несчастного, сунул ему финку под ребро. Подобная мысль, безусловно, у любого христианина вызовет резкое отторжение и праведный гнев, потому что Христос для верующего человека в равной степени всемогущ и милосерден. Так же каждый православный христианин свято верит, что содержимое Евхаристической Чаши это не хлеб и вино, не символ Жертвы Христа, а непосредственно Сам Христос во всей Своей полноте, и если человек верит так, то сама мысль о том, что святые Дары могут быть «заминированы» смертельным вирусом, является категорически неприемлемой. И иначе здесь быть просто не может. Никак. Совсем. Никогда. Выводы, как говорится, делайте сами, и сами проводите грань между верой и мракобесием, если, конечно, верите, что подобная грань реально существует.

Возьмем конкретный пример — недавно почившего казанского митрополита Феофана (Ашуркова). Пообщавшись с теми, кто лично хорошо знал покойного, я сделал для себя вывод, что митрополит был просто образцом любви к себе и личному благополучию и комфорту. Человек строил себе резиденции, покупал квартиры, дарил сам себе на дни рождения панагии за миллионы рублей, услаждал чрево самыми изысканными и дорогими кулинарными деликатесами, по случаю его юбилея в Ставрополе даже перекрывали целые улицы. Владыка ублажал себя, как только мог. Оставим за скобками нравственную оценку подобной «монашеской жизни». Он мог себе это позволить, и он себе это позволял, и плевать ему было на мнение Того, Кому он, по официальной версии, служил.

Казалось бы, что могло пойти не так? Но пришел вирус и сказал: GAME OVER! И в этом нет ничего удивительного, потому что вирус не отличает православного митрополита от буддийского ламы, или политика от художника. Но митрополит-то так не думал! Он-то думал, что через белый клобук ему в голову ниспосылаются истинные знания о том, что такое коронавирус и как с ним бороться. Потому и изрек свою, ставшую мемом, фразу: «геном коронавируса в грехе». Конечно, профессия митрополита не предполагает знание значения слова «геном», хотя на уроке биологии в школе он мог бы это узнать, но понятие о том, какой смысл вкладывает христианское учение в слово «грех», он мог бы хотя бы приблизительно себе представлять? Да. Но нет! И поэтому произошло то, что произошло.

И речь сейчас не конкретно о митрополите Феофане, а о десятках, если не сотнях священников и мирян, разделивших его судьбу. Они думали, что особенные, свято веря, что сила убежденности в конкретных догматах делает их сверхчеловеками, что эта болезнь удумана Создателем для всяких безбожников, либералов и ЛГБТ, а нас Господь сохранит аки отроков в пещи.

Поэтому, в данном случае, убивает не вирус, убивает гордыня. И самое смешное, что им еще начхать и друг на друга. Смерть одного митрополита ничему не учит другого митрополита. Шоу сидения на двух стульях должно продолжаться по принципу «мы шахиды, мы смерти не боимся». Но если вы верите, что умираете за веру, а на самом деле умираете от своей глупости, то и вера ваша — глупость.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: