Великий Уравнитель COVID-19 и РПЦ

11 апреля 2020 отец Олег

Наблюдая вселенскую коронавирусную эпопею через монитор своего компьютера, в частности, благодаря сайту «Ахилла», который, надо отдать ему должное, рисует прекрасную картину «битвы бобра с ослом», а именно эпическое противостояние пандемии и благодати на канонической территории РПЦ, могу охарактеризовать роль Церкви в этой истории только одним словом — «безумие». Но это не то безумие, которое мы можем наблюдать, например, у психически больных или слабоумных людей, а безумие системное, как сознательное отречение от любой разумности и от любой ответственности за свои поступки. Носители такого безумия от клинических сумасшедших отличаются тем, что у их безумия есть внутренняя логика, которую можно анализировать, прослеживать ее развитие и делать более-менее вероятные прогнозы на будущее.

Чтобы это объяснить, начну немного издалека.

После крушения советской власти, когда церковь, рожденная и выкормленная этой самой властью, перестала ощущать на себе ее постоянный прессинг, то она почувствовала себя как животное, которое вырастили в неволе и вдруг, по чьей-то прихоти, резко, без предупреждения и подготовки, выпустили на свободу. Куда бежать, с кем дружить, кого бояться — совершенно непонятно, но выбор нужно сделать. И тогда у Церкви был реальный шанс занять позицию просветителя, лекаря от язв советского ханжества, друга научной и творческой элиты, тем более, что эти элиты были более чем не против такого сотрудничества.

Но РПЦ совершенно сознательно отказалась от этой возможности и сделала ставку на самую темную, мракобесную, невоспитанную и убогую в моральном и интеллектуальном смысле, прослойку общества. Из этой прослойки общества оказалось гораздо легче собирать негодующие толпы для «защиты веры», эти толпы оказались готовы легко и непринужденно поддержать насилие и ограничение любых прав людей во имя защиты своих «оскорбленных чувств».

Но и Церковь оказалась заложницей мракобесия собственной паствы. Оказалось, что это озабоченное, наэлектризованное мистицизмом стадо возбуждается от любого дуновения ветерка: от ИНН, паспортов нового образца, детских прививок, от идеи наказывать за домашнее насилие, выдавая все это за попытки лишить добрых христиан истинной веры. И в этом своем возбуждении оно становится совершенно неподконтрольно собственным воспитателям. Хвост показал, что способен вилять собакой гораздо активнее, чем собака хвостом. Приказать такой «пастве» уже нельзя, а если все же попытаться, то она, в лучшем случае, не даст денег на новую митру, в худшем — просто повыдергивает бороды своим же архипастырям. И поэтому, чтобы остаться в митре и с бородой, епископы РПЦ вынуждены идти на компромисс, разговаривая со своей паствой как со слабоумными детьми — о праздничках, благодати, показывать им летающих на вертолетах старцев, устраивать гастроли поясов и ребер по стране, подогревая эту густую елейную смесь Благодатным огнем.

И все было как бы ничего, все друг к другу притерпелись. Но вот пришел коронавирус, и на огромной скорости столкнул лбами здравый смысл и мракобесие. Началась реальная игра, где ставки делаются настоящими человеческими жизнями. На коронавирус не подашь в суд, не напишешь заявления в прокуратуру. Ему плевать на чины, звания, саны, богатство, связи и человеческую славу. Он просто приходит и берет то, что считает своим и никого не спрашивает.

И в этой ситуации Церковь сделала глупость, которую еще не делала. Она решила переждать эту ситуацию, сидя сразу на двух стульях. Не поступаясь мракобесием, сделать вид, что поддерживает научные методы борьбы с эпидемией и даже участвует в них. И вот тут лицемерие перешло на совершенно новый уровень.

Я специально не высказывался по теме Церкви и коронавируса до тех пор, пока у меня не сложилось относительно полное представление о том, в каких отношениях находятся эти две силы. Теперь, пообщавшись с рядовыми священниками из разных епархий, я могу совершенно четко, прежде всего, самому себе сказать, что все заявления о том, что Церковь соблюдает хотя бы в минимальном объеме предписанные, в том числе Синодом и Патриархом, нормы противодействия массовым заражениям — ложь и лицемерие.

Я говорил со священниками, которым архиерей прямым текстом запретил «выпендриваться», то есть дезинфицировать богослужебную утварь. Оцените: не закрыл глаза на несоблюдение, а прямо приказал разводить антисанитарию в условиях пандемии. Мотивировано это было не чем иным, как «смущением паствы». И тут главное — епископы очень хорошо знают, сколько проблем может устроить им собственная «паства», если они не станут плясать под ее дудку. Они сами воспитали «христиан», для которых причастие одноразовой ложечкой равносильно преклонению перед Антихристом. Оказалось, что из людей очень легко можно воспитать агрессивных мракобесов, а вот перевоспитать их обратно уже невозможно. К ним же относится бо́льшая часть рядового духовенства. Они с чистым сердцем, даже опуская в могилу собственных родителей, будут вещать, что «в церкви заразиться нельзя». Но самое удивительное еще впереди. Не нужно быть Вангой, чтобы предсказать, что когда эта эпидемия закончится (а закончится она скоро), мы все увидим, как те, кто сделал все возможное, чтобы перезаразить как можно больше людей, будут вещать со всех амвонов РПЦ, что это по их молитвам Господь прекратил «моровое поветрие».

В ситуации настоящей эпидемии, реальной опасности для жизни людей, Церковь ведет себя как ребенок, которого родители отправляют мыть руки перед обедом. Он делает вид, что послушался, идет в ванную, включает там воду, чтобы все слышали шум якобы происходящих гигиенических процедур, а сам занимается тем, о чем «срамно есть и глаголати».

Я когда-то писал на «Ахилле», что надеюсь на революцию в РПЦ. Сейчас я совершенно точно понимаю, что надежде этой не суждено сбыться. Революции происходят тогда, когда верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Оказывается, и могут, и хотят. Просто делать это будут посредством более изощренной тактики: создавать завесу некоего послушания здравому смыслу и под ее прикрытием заниматься все тем же мракобесием, только с еще бо́льшим усердием.

Самая жуткая правда заключается в том, что епископы и священники РПЦ в большинстве своем совершенно реально готовы пойти на то, чтобы подвергать своих прихожан (бо́льшая часть из которых — пожилые люди) смертельному риску, лишь бы не рискнуть своими деньгами и властью. Сейчас я могу сказать в стиле интернет-мемов: «теперь я видел все». Поэтому, если даже эта ситуация вопиющего пренебрежения человеческими жизнями не откроет нам глаза (а она не откроет) на реальное положение вещей в Церкви и на ее непримиримую позицию относительно любого проявления здравого смысла и РЕАЛЬНОЙ, а не мнимо-молитвенной заботы о человеке, мы действительно заслужили все, что происходит.

Под видом COVID-19 в мир пришел великий уравнитель и великий объективный фактор, чтобы открылись, в том числе, и истинные мотивы тех, кто считает себя нравственными лидерами общества и хранителями духоскрепной стабильности. Вирусу плевать на нас, и это совершенно естественно. Страшно то, что нам плевать друг на друга.

Иллюстрация: так православные «исповедники» через комиксы бахвалятся своей «верой» в невозможность заражения через причастие

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: