Мотивация служения священников и «пресвитериум»

7 февраля 2019 батюшка Лютер

Поговорим немного о проблемах приходского духовенства.

Часто приходится слышать, что приходское духовенство сегодня находится в состоянии крепостной зависимости. Эта горькая аналогия призвана подчеркнуть, что батюшки находятся в бесправном положении (спасибо, кэп!) и полностью зависят от воли и расположения епископа, благочинного, настоятеля, а равно и от пожертвований народа. Это действительно так. Но не стоит забывать, что нормальный человек не станет добровольно ставить себя в ситуацию, которая будет приносить ему страдания. И это наводит на мысль, что «крепостная зависимость» духовенства чем-то компенсируется. А компенсируется она двумя вещами, а вернее, причудливым сплавом из двух мотиваций — духовной и материальной.

Во-первых, духовная мотивация, которая действительно очень высока и может пересилить любой дискомфорт. Она проста: священство — это служение Христу. А если так, то ради такого высокого идеала все можно потерпеть, потому что любой дискомфорт обернется либо уверенностью в получении бонусов на том свете, либо простым ощущением того, что твое поведение соответствует профессиональной этике (основной ее принцип — жертвенное, самоотверженное служение). Ради такой высокой цели можно перетерпеть все что угодно: безденежье, самодурство начальства, семейные кризисы, внутреннее выгорание.

Во-вторых, духовная мотивация у части духовенства подкрепляется вполне материальной: «сейчас я потерплю ради того, чтобы когда-нибудь тоже занять свое место под солнцем». А «место под солнцем», то есть более высокое положение в иерархии, зависит от простых качеств, которые ценятся в любой вертикали: лояльности, работоспособности, встроенности в систему.

Священноначалие ловко играет на двух этих мотивациях, манипулируя с их помощью священниками.

Но и духовенство те еще красавцы. Вместо того, чтобы консолидироваться и сказать свое веское слово, клирики предпочитают выслуживаться, принимая самые невыгодные правила игры.

И дело здесь не только в страхе, что тебя ушлют куда подальше. А еще и в том, что церковь пополняется людьми, у которых часто бывает поражена инициативность, которые предпочитают плыть по течению, называя это течение «волей Божьей». Ведь что значит «следовать воле Божьей»? В самом распространенном понимании это значит «жить и действовать в тех обстоятельствах, которые для тебя создают другие люди». Обратите внимание: не Бог, а другие люди, которые (сознательно или несознательно) преследуют свои корыстные интересы.

Если бы не эта всеобщая покорность, духовенство давно бы сплотилось и стало реальной силой, с которой пришлось бы считаться, хотя бы просто потому, что его количественно больше, чем представителей церковного «топ-менеджмента».

Сперва о том, что можно сделать уже сейчас. Уже сейчас можно «победить страх ненавистной розни мира сего». Для преодоления разобщенности духовенству и мирянам можно было бы объединяться в кружки и неформальные союзы. Их цель — сохранение единства духа в союзе мира (Еф. 4:3). Вместе, в единомыслии, всегда проще проходить жизненное поприще, преодолевать выгорание, искушения и немилость священноначальства.

А то получается, что духовенство пересекается только на службах и епархиальных собраниях. Найти в своей епархии, викариатстве, благочинии единомысленных с тобой людей, с которыми можно вместе помолиться, почитать Писание, попить чаю, кого легко можно пустить домой — это очень ценно.

Все это, может, и звучит немного сентиментально, но на самом деле является самым основным. Христианская община может родиться не только и не столько в границах прихода, ей способно стать и такое неформальное объединение неравнодушных батюшек, не желающих превращаться в «профессиональных жрецов».

А теперь немного о том, что хорошо бы сделать в будущем.

Священникам крайне необходимо основать свой профсоюз. Да, ему необязательно называться этим словом, которое ассоциируется с Первомаем и демонстрациями, зваться можно как-то благозвучнее, например «синаксис священнослужителей» или просто «пресвитериум».

Крайне необходимо, чтобы это была организация, которая управляется советом, избираемым из числа членов, во главе с председателем. Сам совет должен быть подотчетен напрямую патриарху, минуя все остальное священноначалие. То есть, быть своего рода «ставропигиальным братством».

Прямой обязанностью «профсоюза» становится представление и защита интересов приходского духовенства перед патриархом и синодом, участие на стороне приходского духовенства в разрешении конфликтов с правящими архиереями, защита приходских священников в епархиальных и общецерковном судах, забота о клириках, выходящих на пенсию, и о членах их семей, а также забота о семьях преждевременно скончавшихся священнослужителей. Для этой цели важно создать кассу взаимопомощи, куда каждый клирик добровольно сможет перечислять небольшой процент от своей зарплаты.

Параллельно с этим «профсоюз» сможет заниматься социальной, просветительской и миссионерской деятельностью, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с епархиальными структурами.

Будучи юридическом лицом, «профсоюз» сможет владеть имуществом, открывать счета, вклады, получать дивиденды, короче, заботиться о своей самоокупаемости и финансовой автономности. Понятно, что вся его финансовая деятельность должна проверяться независимыми аудиторами.

Иными словами, цель этого преобразования — создать относительно независимый и самодостаточный центр силы и активности, который будет существовать параллельно с вертикалью «благочинный — правящий епископ — митрополит — патриарх». Для взаимодействия иерархии с «профсоюзом» можно было бы основать Синодальный отдел по делам приходского духовенства.

Источник: Telegram-канал «Батюшка Лютер»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: