«Не стыдно священникам наживаться на чужом горе?»

11 июня 2021 Ахилла

Из Костромской епархии нам прислали вот такой ценник «пожертвований», который благочинные раздают приходским священникам (кстати, просим клириков этой епархии подтвердить или опровергнуть существование этого списка-ценника):

Одновременно митрополит Иларион (Алфеев), только что получивший десятимиллионную госпремию за достижения в области культуры, в очередной раз по телевизору нам рассказывает, что ценников в храмах быть не должно.

В последнем эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24» митрополиту был задан вопрос зрителя:

«Владыка, решила рассказать Вам об одном печальном случае, который очень сильно изменил мое отношение к Церкви. Когда у меня умер папа (уже большое горе), а священник за отпевание взял пять тысяч. Для моей семьи — это большие деньги, так как я одна без мужа воспитываю двоих детей. Я живу в небольшом городе и зарплата у меня не московская. А Вы в своих программах говорили, что отпевание бесплатное и нет никаких цен на обряды. Не стыдно священникам наживаться на чужом горе?»

Ответ митрополита в целом таков: ценников быть не должно, но платить священнику до́лжно, особенно, если вы не догадались униженно просить его о скидке или бесплатном исполнении требы:

«Здесь есть еще один вопрос: «Сколько зарабатывают священники?» Я объединю ответы на оба вопроса.

Как говорил еще апостол Павел, священнодействующие питаются от святилища (1 Кор. 9:13), то есть от алтаря. Это значит, что священники зарабатывают на жизнь для себя и своей семьи собственным трудом, то есть труд священника не может быть бесплатным. Священники получают, как правило, зарплаты от приходов. Например, в Москве священник может получать от прихода 30 или 40 тысяч рублей, где-то, может быть, больше. В деревнях, конечно, священник получает гораздо меньше. Есть такие приходы, где священник вообще не получает зарплату, а живет на то, что он заработает, то есть получает деньги от совершения так называемых треб: венчаний, крещений и отпеваний.

Когда я говорю о том, что церковные таинства и обряды должны совершаться бесплатно, то говорю не о том, что священнику вообще не надо платить. Я говорю, во-первых, о том, что священник не должен вымогать деньги у людей, он не должен ставить какие-то условия, то есть, например, если бы Вы сказали священнику: у меня нет таких денег, а он отказался бы отпеть Вашего отца, тогда, с моей точки зрения, священник совершил бы преступление. Если у Вас не было такого разговора со священником, а просто Вы или кто-то от Вашего имени спросил, сколько стоит и Вам назначили такую цену, то это уже другое дело. То есть священник не должен назначать цену за таинство или обряд и требовать, чтобы эта сумма была уплачена. Это первое.

Второе — это то, что в храмах не должно быть ценников, на которых было бы написано, что сколько стоит. Если речь идет о церковной книжке, свече или о каком-то предмете церковной утвари, например, о крестике, то тогда, конечно, эти предметы продаются за деньги. Но если речь идет о таинстве или обряде, то их совершение не должно быть обусловлено прейскурантом, при этом священник может вам назвать некую рекомендуемую сумму. Это не сумма, которую вы обязаны заплатить или которую он с вас непременно востребует, но сумма, которую вы можете заплатить, если хотите. Кроме того, вы должны еще учитывать то обстоятельство, что при совершении многих церковных таинств и обрядов присутствует хор, и певчим тоже нужно платить за их труд. Как правило, если священник обозначает ту или иную сумму, то он учитывает всех участников этого события.

Я хотел бы завершить эту передачу словами из Евангелия от Луки: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк. 11:41)», — сказал митрополит и поехал в свою московскую квартиру пересчитывать свои миллионы. Но это не точно.

Рисунок Вячеслава Полухина