Нельзя сеять драконовы когти, чтоб не выросло новое стадо драконов

11 июня 2024 протоиерей Александр Мень

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги прот. Александра Меня «Поиск истины. Ответы на вопросы» (Издательский дом «Жизнь с Богом», М., 2021).

***

Вы выступили в «Книжном обозрении» с поддержкой предложения о восстановлении фонда писателя Солженицына. Не изменили ли Вы свое отношение к этому в связи с появившимися негативными оценками его творчества?

Вопрос этот не религиозный, а скорее политический, но я не буду уклоняться от ответа. Безусловно, Солженицын много пережил и, безусловно, его отношение к существующим нашим порядкам было и, думаю, остается крайне негативным. Он не стеснялся в выражениях и высказывал свое негативное отношение к многим процессам, которые у нас происходили, открыто, публично, в различных документах и в речах. Безусловно, этим он поставил себя в положение человека, конфронтирующего с нашим государством. И проблему эту с политической точки зрения должны решать компетентные органы.

Но я смотрю на него не как на политического деятеля — ведь через сто лет мало кто будет об этом помнить, — а как на писателя… Он, конечно, серьезный, глубокий и интересный писатель. Он, безусловно, отразил трагические страницы нашей истории. Он был одним из первых, кто смело об этом писал. И поверьте мне, что если бы не некоторые чиновники, которые загнали его в угол, он бы сейчас не был на том берегу. Он был бы с нами и участвовал в перестройке не хуже других. Его загнали в угол, и это происходило у меня на глазах.

Я его знал и помню, как это происходило. У нас очень многих людей неумные чиновники делали диссидентами или отщепенцами, потому что когда человека подталкивают, в конце концов он оказывается в таком положении, когда ему ничего не остается как вооружиться и начать войну.

А могло бы быть все иначе. Ведь мы все прекрасно помним, что, когда он печатал «Ивана Денисовича», «Матренин двор» и другие вещи, они у нас публиковались, обсуждались, высоко ценились, и ничего плохого не произошло.

Это были прекрасные вещи. Если бы напечатали тогда же, например, «В круге первом», «Раковый корпус», — тоже бы ничего не произошло. Сейчас печатают более острые вещи.

Если бы тогда напечатали, он бы не уехал. Я убежден, что это искусственно созданная ситуация!

Поэтому мне кажется, что для культуры, для истории важно сказать, что он — достойный гражданин нашей страны. Пусть протестующий, пусть уехавший, эмигрант, пусть трагически сложилась его судьба, — но все-таки отлучать его, по-моему, несправедливо. Впрочем, это мое личное мнение, которое, естественно, я никому не навязываю. Там, в этой газетной подборке, были ведь тоже разные мнения: некоторые писатели считали, что он слишком резко выступал, что он враг и что не надо ему давать гражданство.

Я думаю, что компетенция здесь должна быть у органов политического профиля, они должны решать, а мы можем высказывать свое мнение. На то и гласность, чтобы все могли это обсуждать.

Как согласовать слова Михаила Булгакова «Никогда и ничего не просите! … Сами предложат и сами все дадут!» и слова Иисуса «Просите и дано будет вам»?

Когда Христос говорит: «Просите и дано будет вам», Он говорит о молитве. Хотя Бог знает обо всем, что нам нужно, но когда мы обращаемся к Нему с горячей, глубокой, искренней, сердечной просьбой, мы вступаем с Ним в контакт, что, собственно говоря, и Он желает от нас. А что касается Булгакова, то это тоже правильно. Не надо просить у сильных. Солженицын говорил: «Не верь, не бойся, не проси», — так он рекомендовал вести себя перед теми, кто нарушает свободу человеческой воли.

Как быть, когда тебя обманывает правительство, начальство, когда не хватает денег, когда видишь, как твое мнение не разделяют друзья, когда тебя охватывает чувство безысходности?..

Понимаете, есть закон солидарности человеческого рода. Люди получают друг от друга песни, книги, от матери получают жизнь, от учителя — образование и многое-многое другое.

Закон человеческой солидарности дает возможность передавать от человека человеку добро, свет, правду и жизнь.

Но раз этот закон существует, то может по этим же каналам передаваться и зло. Поэтому когда человек один творит зло (или не один, а группа лиц), то это автоматически начинает передаваться другим людям. Отсюда вывод: на всех на нас лежит великая ответственность. И человек отвечает за ближних. Вот почему Достоевский говорил странные слова: что все перед всеми виноваты. Но тот, кто находит Христа, находит в себе силы противостоять этому миру, находит в себе силы нести Его свет, освещать им повседневную жизнь, потому что истина Божья — она побеждает.

Все преходящее, все ничтожное в конце концов разлетится в пыль, а вечное останется. И когда вам трудно, когда противно в разных жизненных обстоятельствах — думайте об этом. «Дух — ваша крепость», — так говорил Сент-Экзюпери. Человек должен создать для себя цитадель и защищать ся от этих злых волн.

Может ли быть назван властью от Бога тоталитарный режим? По апостолу: «нет власти не от Бога». Или тоталитаризм есть проявление сатанинской власти?

Что такое власть? Это принцип законного государственного устройства. Власть — от Бога, потому что безвластие, хаос — это от дьявола. Хаос приводит к пробуждению и к высвобождению самых тяжких человеческих стихий. Но в какой мере власть отвечает самому принципу власти, когда она становится не властью, а беззаконием, — это человек может судить уже по своим нравственным меркам и критериям. И здесь нам дается другой ответ в Писании: если закон попран, то, в Деяниях апостольских сказано, «надлежит более повиноваться Богу, нежели человекам». Если власть превращается в беззаконие, она уже не власть, она карикатура, мрачная пародия, она гротеск власти. И то, что происходит сейчас у нас в стране, является важным шагом к возвращению власти к ее нормальной функции. А у нас были извращения принципа власти, проявления болезни власти, тяжелые и мучительные для миллионов людей.

Но скажу и другое. Это еще и от Бога, потому что «то, что посеешь, то и пожнешь». Столько лет посягать на все священное и думать, что потом камень не упадет на голову?

Ведь все это посеяли! Я не буду вам напоминать те «установки», которые у нас появлялись в литературе, в прессе, которые нарушали принципы законности, принципы человечности, нарушали элементарные вещи, с которыми мы мирились. Целые поколения с этим мирились. Более того, это оправдывали. Итог должен был быть? Конечно, да! Итог горький для всех — для власть имущих, для власть не имущих, для всех. Нельзя сеять драконовы когти, чтоб не выросло новое стадо драконов. Это закон. Это от Бога, но не в том смысле, что Бог покарал нас (хотя, может быть, мы того и стоим), а в том, что зло, по высшему нравственному миропорядку, порождает новое зло.

Вы помните, что на Соловках был такой плакат: «Железной рукой загоним человечество в счастье!» Отлично сказано. Так вот, после таких «железных рук» могли быть самые тяжелые последствия. Когда человек берет на себя право загонять других куда угодно, даже в счастье, он уже переходит ту черту, за которой начинает нарастать катастрофа. А мы сейчас счастливые люди в том смысле, что мы без иллюзий, мы видим плоды этой катастрофы. И еще не поздно одуматься и многое изменить. Правда, это безумно трудно!

Вы знаете, это трудно так же, как лечить застарелую болезнь. Захваченная вовремя, болезнь, в общем, сдается иногда легко. Но когда она становится хронической (а у нас это болезнь поколений), то справиться с ней трудно. И вы все знаете, как трудно это делать в нашем в обществе — на производстве, на работе, всюду — мы же все еще живем по-старому!

Некоторые думают, что достаточно сегодня власти, правительству сделать такое волшебное движение — и мы все переродимся. Это сказка! У Герберта Уэлса есть роман «Дни кометы», в которой описывается, как пролетела какая-то комета, обдала земной шар неким исцеляющим газом, все упали, потеряли сознание и проснулись прекрасными и хорошими. Так вот, это может быть только в фантастическом романе, и то не научном. А здесь потребуется огромная нравственная работа, я думаю, не одного поколения. Но если не работать сейчас, если мы все не будем сейчас как-то в этом участвовать, то наши дети опять попадут в капкан, и наши внуки попадут в ловушку.