Но что-нибудь значит мое смирение и дерзновение веры

4 недели назад протоиерей Иоанн Сергиев

Продолжение выдержек из дневников Иоанна Кронштадтского.

***

Отец Матфей притесняет бедных прихожан вымогательством денег. У него ли мало денег? Тысячи лежат без всякого движения. И не стыдится, не краснеет, не смущается лихоимствовать, иерей и протоиерей! Возмутительно! Господь отмстит вскоре. 23 мая жалобная записка на отца Матфея отцу протоиерею от досмотрщика.

***

Наука взимается на разум Божий, на Священное Писание и Священное Предание, отрицая откровенные истины и правила жизни, по которым спаслись и прославились святые Божии человеки; так она отрицает святое повествование о сотворении мира в шесть дней; так она отрицает посты, отвергает чудеса, отвергает монашество, называя его ненормальным явлением жизни, силится подорвать достоинство того, во что веровала Церковь в продолжение всех веков, например что Несторий, Евтихий, Пелагий были еретики, что, например, Димитрий царевич был действительно убит и мощи его именно почивают в известном месте, а не другого…

***

Не люблю таких гостей из своего рода, которые господами надо мною самим хотят жить у меня и вносят в мой дом свои правила, противные уставам Святой Православной Церкви, которые, например, весь пост едят мясную, яичную и молочную пищу, которые спят до десяти часов утра, при которых надо ходить на цыпочках, при которых весь дом ходенем ходит, точно царь в доме поселился. (Сам я не люблю никого обременять и не люблю, чтобы и меня обременяли. А все-таки при нелюбви должен терпеть и терплю ради Христа и понуждая себя к любви, чтобы не нарушить мир и не произвесть ссоры.) И в своем доме я как в чужом, подчиняюсь чужому, женскому произволу. Но да взираю на все это бесстрастно ради любви Христовой, вся терпящей, и да простит мне Господь, нелюбовь мою и да исправит сердце мое в любовь ко всем. (..)

***

Недобра слава о моих гатчинских свояках: Анна Константиновна буянит в квартире своей: протоиерею – зачем-де часто ходит; Гурновы прогнали за распоряжение непрошеное в чужом доме. О мне трубила, что я боюсь её. Мать мою звала старой ведьмой вместе с Катериной. Бог да простит ей и да исправит всех нас, ибо все грешны. Но такую гостью вперед пускать к себе опасно. Не люблю, когда у меня в доме поднимают высоко голову.

***

Дьячок Василий Иванович показал ослушание во время обедни – не пел медленно догматика, когда я просил. Это ему вред, не мне. Штрафу буду подвергать его за ослушание и нерадение.

***

От государя дана народу русскому свобода, но свобода эта в [вину] плоти – плотская свобода, полная распущенность, свобода на все пороки. Горе русскому народу, горе и правительству от Правящего судьбами мира! – ибо не направляют народ на правый путь.

***

Сегодня разъярился я на нищих за то, что один из них, парень лет двадцати, пошел пропил мои деньги 40 копеек, данные на сапоги, и опять пришел ко мне просить. Из-за виноватого досталось невиноватому, нищему мальчику, которого в ярости ударил зонтиком по лицу. А сам пью вино почти каждый день и пресыщаюсь ежедневно – это ничего?!! Ах я, окаянный! Согрешил пред Богом: я тысячекратно виновнее нищих, которые редко подвеселят себя вином с пожертвованием для него своею нуждою, а я часто.

***

Если жена оставила меня, да живу покойно, как монах.

(..) Что мне в жене, в этой плоти и крови, бывшей для меня столько раз соблазном и преткновением?.. Бог с нею: Он да судит ей за то, что она оставляет меня надолго, вот уже две недели!

***

Написать статью против тех, которые мечтают, что пора архиереям быть лицам белого духовенства, то есть женатым. Увы! До чего свет стал дерзок! До чего прострутся реформы?! До чего дойдет раскол?.. Или епископство есть рабство тлению, нечистоте, суете? Оставь дом, и жену, и чада… и будь Мой ученик.

***

…Я сознал, что туне все получал и получаю от Господа и потому не должен быть скупым относительно своих или чужих; вспомнил, что вчера я получил за небольшие труды свои (за служение пяти панихид и литургии с отпеванием) щедрое вознаграждение 10 рублей, да славленных со креста 50 рублей.

***

Протоиерей Словцов держит себя с важностию пред Санкт-Петербургским начальником Штаба Гейденом; честь ему, что поддерживает сан священства! Мне надо подражать ему; я подобострастен, раболепен пред высшими, смущаюсь не знаю чего всех присутствия, когда служу; то́ же и пред богатыми и учеными. Это нелепо. Исправиться.

***

Не упрекай жену, что в церковь редко ходит и что если бы ты знал вперед, что они будут убегать от храма, ты пошел бы в монахи. Это ты обижаешь жену. Молись о них Богу, да просветит их.

***

Благодарю Господа за благополучно совершенную исповедь: на исповеди было сто двадцать четыре человека, на прошлой неделе сто тридцать, на крестопоклонной двести тридцать. Было много наложниц, или незаконно сожительствующих, как и на тех неделях, – впрочем, не больше десяти лиц на этой неделе. Запутались в сетях врага.

***

Страстная Среда была для меня днем тяжелого страдания душевного и телесного из-за моего невоздержания и жадности: накануне я поел с аппетитом гречневой каши с маслом, в количестве, превосходящем потребность; вследствие этого ночью сделалась сильнейшая эрекция детородного члена – знак излишнего накопления жизненной влаги; по обычаю, я удержал её в себе и не дал воли блудному демону.

***

Утро. 5 часов. Вот тебе апельсин! Вот тебе треска вареная с множеством масла, вот тебе сливки и питье их, вот тебе черный хлеб с маслом, вот тебе крепкий чай и излишних две чашки! Вот тебе задержание поноса! Спина болит, зубы на правой стороне болят, сон был беспокойный – весь точно расклеился! Согрешил пред Богом и пред собою!

***

Утро 20 апреля. От умеренности в пище и питье с вечера (два яйца густых и чай с булкой простой сухой да два апельсина) спал покойно, только пот несколько пронимал.

***

От семги и икры паясной, съеденной на ночь, […] и снятся блудные сны. (22 марта ночью со вторника на среду Крестопоклонной недели поста.) Не есть семги и икры в пост; вообще, избегать рыбы. Помоги, Боже!

Кутузов дьячок 28 декабря во вторник был пьян, кутил ночь, на панихиду в дом Байкова не пришел. За городом во время обедни прибавил хмельного и окончательно вздурел, лицо было совсем кислое – не мог петь литии. Зло надо пресекать и исправлять и употреблять меры строгости.

***

Злохитр и лжив диакон Петр Софронов, таков же и дьячок Василий Кутузов. Вот память об них! О, лукавство!

Диакон Петр Софронов и дьячок Кутузов – люди низкие, не стоит с ними церемониться и держать себя подальше, да заставлять их делать всё, как следует, сохраняя спокойную важность, отнюдь не горячась и не смущаясь их лукавством или простоволосием. Кутузову внушить, чтоб он вежлив был при входе ко мне в квартиру и при спросе меня у слуги моей, – относится неуважительно.

Н. Сидоров поупрямился показать диакону деньги, собранные по Успенской церкви, когда диакон пришел считать; то же делает и протоиерей… Но что-нибудь значит мое смирение и дерзновение веры, молитва.

Том XVII. 1872–1873

К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня (20 октября 1872 г.), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния.

В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей.

***

Крепкий чай очень вреден – еще опытно дознал в девятьсотый раз.

***

Был в гостях и с благотворительною целию у Василия Александровича Волкова и Фавсты Александровны, сестры его. Замечательный рассказ о современном богатом отце семейства, который дает возможность своим детям испытывать всяческие удовольствия мира сего и нимало не вселяет в них страха Божия, который кричит детям в праздник поутру: дети! не смейте сегодня ходить в церковь, погода нехороша, простудитесь, – и который вечером везет их в клуб или в театр. Зато сам сознавался, что дети его нисколько не любят и даже ненавидят. Отчего? Оттого, что превратно их воспитывает, портит, развращает их души. Рассказ про одного мецената, имевшего книгу, в которой написаны кощунства над святыми угодниками Божиими и выставлены смешные стороны простодушных суеверий наших мужиков. Что может быть (после этого) святого для таких ветреников? Какая духовная сфера их? Страшно подумать. Ах, в какой тлетворной, заразительной атмосфере духовной живут воспитанники преимущественно высших светских учебных заведений! И после этого хотят еще соединить наши духовные академии с университетами! Да в ком же тогда будет у нас вера? Кто будут пастыри? Кто иерархи? Господи! Не допусти погибнути вере в России! Возврати старый строй академического образования, святотатственно разрушенный современными умниками и ревнителями не по разуму. Не допусти всеобщего отступления.

***

Сегодня (7 мая) на пароходе точно манну с неба Господь послал мне в пользу бедных: один благочестивый купец, что против Собора торгует, сказал, что он после болезни сделался очень прост на деньги и готов давать всякому просящему. Я сказал: а если вы просты, то дайте нам в братство на бедных. Он сказал: я в братство не дам, а дам вам на ваше усмотрение: давайте кому хотите, хоть своим причетникам, между прочим. И потом ушел от меня. Скоро опять выходит, подходит ко мне и дает завернутое что-то в бумажке. Я думал, рублей двадцать, видно, откатил; потом любопытствую – роскошь! – 50-рублевка и несколько 25-рублевок! Слава Тебе, Боже, пославший мне в утешение это сокровище! Молиться Богу надо всегда за такого милостивого дателя Ивана А… Дать свояченице вдове Анне Константиновне 25, дьячкам Кутузову и Андреянову по 5 рублей. Анне Андреевне Уваровой… в Веркольскую церковь.

***

Монах Афонский рассказывал: явившийся наяву бес говорил ему, что они давно бы убили государя, если бы за него не молились, и его, если бы на шее его не сидел бы Ангел. Сколь, значит, нужна непрестанная молитва Церкви за государя и как заботливо охраняет нас Ангел Хранитель.

***

Что я сегодня услышал, какую соблазнительную повесть о нищих, живущих в Кронштадте? Женщины молодые пьянствуют, развратничают за неимением дела, посылают детей для сбора подаяний, а принесенное ими пропивают; девочки в ранней юности лишаются целомудрия. (На купеческой стенке от одной женщины.) Проверь истину сказанного. Посмотри, беременна ли женщина, о коей говорено?.. А девочку бабушка городская освидетельствовать должна. Губернатору об этом. О, как нужен Рабочий дом и ремесленное училище. А нищие тоже пьянствуют многие.

***

Купец Герасим Мурашов – очень дерзкий человек; он сказал, что я не могу быть его наставником, потому что не имею детей. А как он держит своих детей! А как живет с женою! Не в осуждение, а на память скажу.

***

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить соборне служение по усопшем рабе Божием Иоанне Киселеве (парикмахере) и после горьких искушений и треволнений причаститься неосужденно Божественных Таин. На отпевании возглас сказал весь твердо с Божиею помощию. На поминках под конец, когда купец Сизов завел речь о Евтихии, к несчастию упавшем глубоко чрез пиянство, и протоиерей стал обвинять меня пред всеми, что я прежде знался с ним, считал его за святого и освободил из полиции, в которую он был взят по приказу отца протоиерея, я громко обличил его в собственных его падениях и вышел из-за стола не простившись.

***

Вечером в 10 часов крайне искусился и расстроился духом от того, что солдат грубо отказал мне пропустить меня на северный вал, исполняя свою службу и закон. Я вообразил, что это его каприз и неуважение к священнику; думал, не раскольник ли он или не поляк, хотя и в таком случае противиться было не надо, тем менее обижаться. Я должен поучиться у солдата с твердостию держаться на службе, без малейшей боязни пред всеми сильными земли. Притом я должен вспомнить, что этот отказ часового мне есть возмездие мне праведное за отказ нищим в милостыне, которой они у меня усильно просили.

***

Сорокин говорил про отца Порфирия Надпорожского, священника Омского полка, что он всюду по требам ходит и очень разжился, за то и зазнался – над уставами церковными смеется в компании офицеров. Но Бог смирит и взыщет за кощунство и за самое богатство, собранное туне, но туне не расточаемое, а сберегаемое. Говорил еще, что отцы соборные, кроме меня, ленивы на требы и горды: не ходят всюду, когда зовут, разумеется, к недостаточным людям, к иным вовсе не хотят идти, например петь панихиды и провожать умерших, – оттого прихожане и зовут больше священника чужого, именно Омского полка Порфирия.

***

Если я от одного стакана или от полуторых так неловко почувствовал себя, то как должна себя чувствовать моя свояченица Анна Константиновна и дочь ее Руфина! Мать никогда не ест постной пищи, а всё молоко, яйца и мясо и гнушается постною пищею! Дитяти боятся дать мякоти от ершей вареных или от окуня, ягодки постной не дадут; что будет с таким воспитанием? Господи! Суемудрие матери Анны исцели и понуди ее любить и кушать и постную пищу и дитя кормить иногда постною пищею, ибо это благо для души и тела.

***

Искушение было сильное касательно дьячка, не почивавшего дома и пришедшего поздно к обедне, и касательно диакона Ал. Ивановича Таратина, много харкавшего. Это казалось мне очень обидным, а потом – ничего, когда кончилась обедня. Всё надо сносить. А что патриарх Александрийский сносит!

***

Золотушные струпья мои на левой руке сошли от того, что я потер об них хлопчатую бумагу от мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Благодарю Господа за благодать и милость.

***

Господи! Соделай благопокорною Тебе рабу Твою Анну, живущую со мною, или отдели ее от меня, да не соблазняет меня всегда непокорство ее и своенравие; мне же даруй зрети моя прегрешения и не допусти, да вижу сучец во оце брата моего или сестры моей, а бревна во своем оце не вижу.

***

Даждь мне, Господи, мир с домашними моими! Даждь, Господи, жене моей Елисавете благопослушество мне, мужу ее, яко главе, да из послушания ее будет мир. Даждь сестре ее Анне благоразумие не отнимать у мужа жену, которую Ты сочетал ему, ибо это прискорбно в очах моих; пусть Анна, сестра ее и моя, будет довольна тем, что довольствуется даром, ничего не делая мне, помещением, столом, услугою и всеми вещами! Или дай мне радоваться о любви их, только да делают все дела домашние, да не сидят праздно.

***

На плоды, которые ты любишь, и на виноградное вино выходит едва ли не больше денег, чем на молоко, которое так любят жена твоя и сестра ее; правда, что они постоянно пьют молоко, не разбирая среды и пятницы и постов. Но зато у тебя собственно выходит немало денег на рясы и подрясники, а они теперь платьев почти не делают. Итак, помирись с этой стороны да плюнь на все земные потери и счеты, разрушающие любовь христианскую, которая бесценна и бессмертна и Богу любезна.

***

Суждение мое о иеромонахе Евгении: он очень груб, любит вино, женщин, любит себя выхвалять, сам хвастал о непокорении своем игумену Дамаскину; вдобавок ругатель, назвал сволочью свояченицу Анну К. Цветкову за ее ответ ему, что не приведи Бог видеть больше такого монаха. Из-за этого – ссора, и мне досталось: зачем я не заступаюсь за обиженную, зачем не выгоню монаха вон? А как я гостя буду гнать? Лучше они должны были уклониться от него, а не задориться, не браниться.

***

Уважаю жену мою за ее неизменную любовь ко мне при всех превратностях семейной жизни. Жалею свояченицу Анну по причине ее характера, усвоенного из детства: презорства и неуживчивости с окружающими – всех выше и лучше она, никто с нею не равняйся, никто не смей ей сказать обидного слова: взыщу, говорит, строжайше, не разделаешься со мною – и митрополиту, и кому угодно.

***

Государь император за нас странствует, заботится, трудится, да мы, столь многий народ его, в благополучии почиваем. И как он нас награждает! Благодарны ли мы ему? Любим ли его от души? Молимся ли за него искренно? О, как много забот и дел у государя! Сколь он мало спит!

Продолжение следует

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: