О Библии и догматах

24 января 2018 священник Андрей Свистоплясов

После выхода моей небольшой статьи с размышлениями о путях религии и науки, а также о библейском рассказе об Адаме и Еве и возможности его исторического основания, я посмотрел комментарии уважаемых читателей «Ахиллы» и решил дополнить статью некоторыми пояснениями.

На странице «Ахиллы» «ВКонтакте» читатель вопрошает об историчности Потопа, а также многих других событиях из Нового Завета.

Сначала о Потопе.

Думаю, он был, но «вселенским» он стал лишь в представлении определенной цивилизации, находившейся на землях Междуречья, то есть конкретно для народа, среди которого жил праведный Ной. А для всей планеты Потоп был вполне себе локальным.

Многие дикие племена, которые жили еще совсем недавно укладом первобытнообщинного строя, например, бушмены, представляли себе мир, вселенную именно в рамках той территории, на которой сами проживают, а те места, где их нога не ступала, находятся «за краем света», это уже не их мир. Точно так же уже в достаточно развитой и цивилизованной Римской, а затем в Византийской империях «вселенной» считалась территория, им подвластная. Можно, например, вспомнить 2 гл. Евангелия от Луки, где от кесаря Августа вышло повеление переписать всю вселенную (всю землю), и здесь речь явно не идет о Китае, Индии или Южной Америке, перепись охватывала только Римскую империю, которая и именовалась «вселенной».

По поводу «всякой твари по паре» в Ноевом ковчеге.

Мне думается, что скорее всего в повествовании имеются в виду животные местные и, вероятнее, животные домашние. Дикие животные могут прийти с незатопленных территорий, без них можно перебиться, а вот без домашних туго пришлось бы. К тому же, в библейском описании подготовки семьи Ноя к Потопу нет ни слова о том, что Ной покидал свою территорию для того, чтобы собрать животных со всего света, а сбежаться им самим было весьма затруднительно, и маловероятно, что это выполнимо в принципе.  Индийские слоны, австралийские кенгуру, животные Америки и Евразии добирались бы долго и, вероятнее всего, в этом не было никакой необходимости. Народ Откровения, которому надлежало хранить и исполнять веру в Единого Бога, жил в Междуречье, там и имеет смысл Потоп.

В целом четко разделить метафоричность и историчность Св. Писания во всех случаях мне представляется затруднительным, но думаю, что Шестоднев метафоричен, буквальное его понимание представляется мне неверным подходом, который будет порождать множество заблуждений. Далее — чем ближе к Новому Завету, тем историчности больше, новозаветные притчи – отдельная тема. Все чудеса, совершенные Христом и описанные в Евангелии, я считаю историческими, реальными, хотя добавления, неточности вполне могли попасть в Новозаветный текст в связи с многочисленными переписями, переводами.

О догматах.

Да, догматы — это те вероучительные истины, положения, которые не оспариваются и не доказываются, эти истины были определены соборными решениями, основанными на текстах Св. Писания и апостольского Предания.  Их надо принять на веру, но это совсем не значит, что вопросов по этому поводу у нас никогда не возникнет или что догмат — это изъяснение какой-то части учения о Боге, мире, человеке в полном объеме, исчерпывающий ответ на все наши недоумения и интересы по заданной теме. Нет, догмат всегда содержит в себе загадку, тайну, и мы не сможем из него вывести всю интересующую информацию, всю суть предмета, события, о котором он нам сообщает.

Например, догмат о Непорочном Зачатии и Воплощении Христовом нам говорит лишь о том, что это было и эти события были истинными, не призрачными, Истинный Бог стал истинным Человеком. Но «как» это было, как произошло – загадка, тайна.

Догмат о Хлебе Господнем, то есть о Св. Дарах Тела и Крови Христовых, сообщает нам о том, что Они есть в пресуществленном Хлебе и о том, что «яже в чаше сей», но «как» Они там находятся — изменилась ли субстанция хлеба и вина, остались ли акциденции — все эти вековые споры вряд ли что-то нам прояснят.

Эти размышления я привожу к тому, чтобы попытаться разобраться, как нам правильно понимать догмат – как некую законченную, закупоренную форму с полнотой определенной истины или все же это некие указатели, ограждения для ограниченного разума, мостики над пропастью заблуждений, бесплодных поисков и игр разума. Возможно, смысл догматов в том, что они указывают нам правильное направление, помогают настроиться на верную «волну», не потеряться в разносторонних духовных и интеллектуальных исканиях.

Немного о науке, которую, как считается, трудно совместить с верой в одном флаконе, вернее, голове. Действительно, современная физика и биология могут объяснить далеко не все евангельские чудеса и события, но наука не стоит на месте. Я вполне допускаю, что пройдет какое-то недолгое время и ученые смогут переставлять не только молекулы, но и атомы и элементарные частицы в живой и неживой материи по своему усмотрению. То есть станет возможно синтезировать, составить любую биологическую ткань, орган, не только из биоматериала, органической химии, но и из неорганической. Если уже люди так близко подошли к этим, еще недавно казавшимся совершенно невероятным научным открытиям, то тем более Бог мог и может составить живое из неживого. Таким образом, в скором времени можно будет объяснить уже законами физики и чудеса евангельские — чудеса воскрешения мертвых, исцеления, Непорочное зачатие, Воскрешение Христово.

Еще не так давно, почти до середины ХХ века, астрофизики гадали о происхождении Вселенной, о ее начале, есть ли оно вообще или Вселенная была всегда. И наконец, после долгих поисков и вычислений, пришли к общему пониманию – Вселенная произошла практически из ничего, из восьмимерного вакуума, не по частям, а единомоментно, как бы выстрелив из одной точки. Так появилась теория Большого Взрыва, и многие тогда вспомнили про Библию — ученые долго и мучительно преодолевали гору за горой, карабкались, шли по узким извилистым тропам, но на последней вершине последней горы оказались теологи с Библией, которые сидели там уже несколько веков. Я вполне доверяю теории Большого Взрыва, она логична, хорошо обоснована, интересным образом перекликается с книгой Бытия.

Так же и с теорией эволюции: да, эволюцию никто не наблюдал, это очень медленный процесс, для нашей короткой жизни очень сложно представляемые миллионы лет, но, тем не менее, это основное и хорошо проработанное научное представление о развитии жизни и появлении видов, причем не только собственно биологии, а также физики, химии, палеонтологии, геологии, генетики, математики. И я не вижу здесь прямого противоречия с первыми главами Библии: буквальное понимание Шестоднева у нас не догматизировано, да и в Символе Веры нет детального поэтапного описания, как творилось «видимое и невидимое», и поэтому я рассматриваю одновременно несколько вариантов толкования и понимания начала книги Бытия.

Теперь о смысле жизни, о вопросе, который задал на странице «Ахиллы» в фейсбуке один пользователь. Как известно, смыслов жизни может быть очень много, у каждого свой. Как говорил Сократ: «Некоторые живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить». Действительно, можно жить, чтобы есть, пить, веселиться, зарабатывать деньги на все перечисленное, наслаждаться эстетическими чувствами, гармонией, которую создаешь сам или создали другие в музыке, изобразительном искусстве, можно заниматься наукой, семьей, можно сразу всем перечисленным, можно вообще ничем ни заниматься, просто на чем-то торчать, можно просто жить, не думая о каком-то смысле…  А у меня самый тривиальный смысл, как и у многих обычных верующих людей: мне хочется познавать своего Создателя, стремиться к Нему через эту обычную, порой трудную и исполненную одновременно и многих страданий, и многих радостей жизнь, открывать Бога в себе и во всех людях, независимо от мировоззрения, национальности и положения, жить в мире, любви и счастье. Знаю, звучит пафосно, и я еще далек от всего этого, но есть куда стремиться, есть к чему приложить усилия.

Все написанное — ни в коем случае не заявка на поучение или наставление, это просто мысли вслух, приглашение к обсуждению.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: