О гастрономических пристрастиях некоторых христиан

9 декабря 2022 Ахилла

Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:

Писать о людоедах не хочется. Не писать — не получается. Как на грех, они повылазили из всех нор, где тихонько до поры хрустели чьими-то костями, стараясь не слишком демонстрировать свои гастрономические пристрастия.

А тут, смотри-ка, попали в тренд! Роняя крокодиловы слезы, можно на весь мир рассказывать о пользе и питательной ценности человечины. Главное, само собой, не забыть перекреститься перед едой.

Первый раз сравнение нынешней войны со священными библейскими войнами я услышал от своего прихожанина, военного пенсионера.

К Богу он пришел, наверное, за год до этого после смерти жены. Остался один, пообщался со мной и отцом Георгием и задумался о вечности: отрастил бороду лопатой, стал вычитывать по ночам акафисты и каноны, а в оставшееся время суток углубился в Библию и святых отцов. Тихий такой, вежливый.

И вот таким вот тихим вежливым голосом он мне начал рассказывать о богоизбранности России, о священной необходимости вырезать «заблудший народ», потому как иудеям Бог велел вырезать хананеев. Теперь, вот, и наш черед пришел потрудиться.

Не знаю, хорошо это или плохо, но я с такими людьми не спорю. Мне этот взгляд, сосредоточенный внутри себя, и зацикленность на какой-то одной идее хорошо знакомы.

Так получилось, что я живу в поселке, где находится большая областная психиатрическая больница. С ее обитателями мне много приходилось общаться — и в тамошней библиотеке, где я много лет брал книги, и в отделениях, где причащал пациентов.

Большей частью все они выглядят абсолютно нормально (слюни не текут, челюсть не отвисает, разговаривают вполне осмысленно и членораздельно), до того момента, пока разговор не попадает на какую-то «особую» тему. И тут как будто включается невидимый рычажок и человек начинает нести такую пургу, что ты не знаешь, куда тебе деваться.

Я как-то в начале по наивности одной такой женщине попытался возражать. Пустое дело. Она тебя не слышит. А библиотекарь, которая слышала наш разговор, потом мне тихо сказала: «Зачем Вы с ней спорили? Она же больная». И я почувствовал себя идиотом.

С тех пор, если я вижу этот «стеклянный взгляд» (как часто он, кстати, попадается в патриотических роликах) и категорическую убежденность в своей правоте, богоизбранности, исключительности, я не вступаю в спор.

И — да: сталкиваясь с такой убежденностью (особенно, если она носит массовый характер), ты в какой-то момент начинаешь сомневаться, не ты ли сам сошел с ума, если все вокруг мыслят и говорят одинаково.

Предполагать, что все сошли с ума, — вроде бы верный признак безумия. Но помимо сумасшествия есть еще одержимость, и, как показывает история 20 века, она вполне может носить массовый характер.

Кстати, могу подтвердить, понять, сумасшедший перед тобой или одержимый, на самом деле не так просто, и пытаться проверять это наложением на него креста или Евангелия — все равно что гонять вампира чесноком.

Хотя спорить с такими людьми, на мой взгляд, бесполезно, осмыслить, в чем лживость их утверждений, несомненно, стоит.

Я согласен с Сергеем Чапниным, который заметил, что «хорошо известно, как жестоко велел Господь израильтянам сражаться за Землю Обетованную. Эти картины ужасают. Но ни одна другая война в мире не может быть названа священной. Ни одна».

Напомню, что речь в Библии идет об 11 племенах, потомках Ханаана, сына Хамова. Они были близки к израильтянам, однако поклонялись Ваалу (жертвенники ему устраивались в виде детородного органа), Астарте и другим семи богам. В процессе «богослужений» жрецы резали себя ножами, девственницы отдавались мужчинам, юноши оскоплялись. При храмах существовали особые публичные дома. Хананеи занимались магией, колдовством и спиритизмом, а также сжигали детей, принося их в жертву своим богам.

Библия говорит, что Бог осудил этот народ за то, что, получив в наследство столь благодатную землю, они сделали ее местом «омерзительного идолопоклонства и нечестия».

Комментируя эту книгу, Александр Лопухин обращает внимание на то, что уничтожение всех мужчин или даже всего населения было обычной военной практикой того времени (даже безо всяких божественных повелений).

Иисус Навин был куда гуманнее, например, ассирийского царя Ассур-Назирпала, который (судя по сохранившимся памятникам) сдирал кожу с пленных в качестве военного трофея и развешивал ее на стенах городов, отрубал вражеским солдатам руки, ноги, носы, уши, выкалывал глаза, приказывал обесчестить всех женщин и складывал горы из отрубленных голов. На этом фоне Иисус Навин выглядит откровенным гуманистом.

Чего не скажешь о тех, кто в практику современных войн предлагает вернуть методы, ушедшие в прошлое больше двух тысяч лет назад.

Только сумасшедший или одержимый может проводить параллели между современным миром, сохранившим в своей основе христианскую цивилизацию и культуру, миром, в котором человеческая жизнь считается высшей ценностью, и тем миром, где приходилось выживать маленькому иудейскому народу. Тогда путника, пришедшего в чужой город, могли ограбить и убить просто за то, что он — чужак. А слава правителя определялась количеством врагов, с которых он живьем содрал кожу.

Есть и еще один момент, о котором любители рассуждать на тему «священного истребления хананеев» обычно забывают.

О том, что хананеи должны будут быть уничтожены, Бог предупреждал еще Авраама, но откладывал это событие на 400 лет, потому что «мера их беззаконий еще не переполнена». То есть Он дал им возможность покаяться. Он позволил своему избранному народу томиться в плену еще 400 лет, потому что отложил время суда.

Не надо забывать и о том, что избиение хананеев было единичным событием в истории, а не обычной линией поведения иудеев. Подобное было бы немыслимо еще до рождения Христа, в рамках римской цивилизации, а уж тем более после того, как пришел Человек, сказавший: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

И хотя христиане в своей истории прошли через искушение любой грабеж и захват чужих территорий объявлять священной войной, странно было бы возвращаться к этому спустя 750 лет после последнего крестового похода, как «пес возвращается на свою блевотину» и «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет 2:22).