Об отношении епископа к священникам и семинаристам на примере митрополита Меркурия

16 ноября 2021 Александр Усатов

Летом 2018 г. на сайте Ростовской-на-Дону епархии появилась новость, что «студенты ДДС готовятся начать учебный год в новом семинарском комплексе. Они принимают активное участие в реконструкции нового семинарского комплекса, где уже в сентябре начнутся занятия нового учебного года. На собранные приходами епархии средства закупается необходимое оборудование. Трудовой вклад воспитанников ДДС в общее церковное дело вносит значительную лепту в оптимизацию епархиальных расходов, связанных со строительством, и является неотъемлемой частью формирования духовно-нравственных качеств будущего пастыря».

Именно про «формирование духовно-нравственных качеств будущего пастыря» мы и поговорим сегодня.

Конечно, к осени ребята устали. Работали они бесплатно и в тяжелых условиях.

Когда на «собранные приходами средства» были закуплены душевые кабины, митрополит Меркурий (Иванов) приехал в новый корпус семинарии, чтобы оценить финальные работы. Увидев, что душевые кабины снабжены дверями, он пришел в бешенство, ударил архиерейским жезлом в дверь кабинки (он порой и людей лупит жезлом) и потребовал срочно все переделать. По его словам, во время омовения семинаристы должны видеть друг друга нагишом. Прямо как в советском бассейне.

История умалчивает, каким образом это могло помочь становлению будущих пастырей.

Ректору духовной школы пришлось потратить значительные средства (почти пустого) бюджета семинарии на демонтаж злосчастных кабинок и реконструкцию душевой.

Многие в епархии знают и про обычай митрополита Меркурия устраивать на Крещение Господне омовение в «иордани» для своих иподиаконов. В этом благочестивом заплыве настораживает пикантная особенность: юноши обязаны в присутствии митрополита погружаться в воду полностью обнаженными.

Священники свидетельствуют, что при знакомстве с новыми «кадрами индустрии», митрополит прямо в алтаре может приказать юноше обнажить свой торс, чтобы изучить его анатомические особенности спереди и сзади.

Митрополит Меркурий давно оставил пост ректора ДДС, но в его руках власть рукоположения и назначения клириков на конкретный приход. В древности священник назначался на приход и там же умирал. Но современная практика перемещения клириков с прихода на приход стала инструментом устрашения и наказания неугодных епископу священников. В Русской церкви все — особенное. Здесь даже метод «кнута и пряника» не как у людей: пряник засохший и им тоже бьют.

За годы управления Ростовской-на-Дону епархией митрополит Меркурий рукоположил огромное количество священников. Поэтому их доходы стали падать.

В его, цитирую, «маленьком королевстве» умножилось не только количество храмов. Он ввел традицию назначения множества клириков на один приход. А чтобы им не было скучно, повелел каждый день совершать литургию.

В Древней Церкви евхаристию совершали лишь в воскресенье, когда все члены общины, включая крестьян и рабов, могли прочувствовать единение у Чаши Христовой. Служение литургии в будние дни ввели монахи — совершенно далекие от городских реалий люди. Невозможно представить, чтобы в будний день вся община городского храма участвовала в евхаристии.

Принудительное введение подобной практики приводит не к евхаристическому возрождению, а к сильной усталости духовенства и необоснованным затратам прихода на содержание хора и других участников богослужения.

Плачевный результат своей реформы митрополит озвучил на проповеди 4 ноября 2021 г.: «взять сегодняшний пример: день выходной, а храм — полупустой. Что это — страх заразиться, или нечто иное? Если бы так, то мы не наблюдали бы огромное стечение людей сегодня же на рынке, что находится по соседству».

Действительно, храмы в епархии полупустые. В будние дни к Чаше подходит пара-тройка старушек. Но при этом митрополит планирует увеличивать количество приходов в епархии и рукополагать новых священников.

Зачем?

Отчитаться перед патриархом Кириллом? Сделать сбор денежных средств с регионов более эффективным? Окружить себя молодыми и угодливыми карьеристами?

Пандемия внесла свои коррективы в церковную жизнь. Люди перестали посещать храмы. Даже вербы и пасхальные куличи им официально позволили освящать самостоятельно в домашних условиях. Священники воспринимаются настоятелями как обуза на приходе. При данном уровне посещения прихожан приход может ограничиться штатом из одного или двух священников. Тогда и финансовое обеспечение позволит молодому священнику чувствовать себя человеком, а не поисковиком треб и спонсоров.

Важно понимать и то, как меняется отношение светского общества к Церкви.

В 2009 г. патриарх Кирилл занимал шестую позицию в списке 100 самых влиятельных политиков России. В марте 2021 г. он занял в таблице 34-е место. Это рекордно низкий результат за весь период его руководства Русской православной церковью.

По сравнению с 2017 г. доля тех, кто относит себя к православию, уменьшилась на 9%, а количество неверующих людей выросло вдвое.

Это значит, что слова о переполненных храмах и необходимости возведения новых храмов в каждом городском парке — сильно преувеличены. Количество активных прихожан в русских храмах всегда будет колебаться от 3 до 5%.

Зачем в этих новых условиях небольшой епархии своя семинария?

Взносы на ее содержание отягощают положение приходов. Преподавательский состав за редким исключением не имеет понятия о научной деятельности. Проректор по учебной работе заслужил прозвище «батюшка для бабушек». Бывшие семинаристы преподают будущим священникам. Многие выпускники не собираются принимать священный сан — после «перевоспитания» в семинарии их розовые очки разбились линзами внутрь. Многие из них стали циниками и потеряли веру, другие рассуждают о православии в категориях крайнего апофатизма и агностицизма. Первое учение — о том, что высшая Реальность в своей последней глубине непостижима и неопределима средствами человеческого языка и понятий. Вторая философская концепция заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах).

Не проще ли закрыть семинарию, а всех жаждущих прелестей служения в сельском храме направлять в Московскую духовную семинарию? В таком случае они получат гипотетическую возможность в совершенно иных условиях «формировать духовно-нравственные качества будущего пастыря» (спойлер: там тоже по моим данным не все гладко).

Источник

Литература:

Фаустова Милена. Почему патриарх Кирилл теряет влияние. Политический рейтинг религиозного лидера упал до рекордно низкого уровня // НГ-Религии. 06.04.2021